История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство в мусульманской империии

Искусство арабов в Испании

Испания хотя и составляла тогда часть арабского мира, находилась очень далеко от Багдада. Когда Аббасиды свергли династию Омейядов (750), один из этих последних, Абд ал-Рахман I, обосновался в Испании как независимый государь. Большая мечеть, построенная по указанию самого Абд ал-Рахмана в Кордове, возможно, на месте старинной христианской церкви, начиналась с квадратного двора со стороной в 74 м.Она много раз перестраивалась, и наконец в 987–988 гг. при ал-Мансуре, первом министре Хишама II, обрела свой окончательный вид.

Мечеть в Кордове одна из самых больших в мусульманском мире и представляет собой символ власти завоевателей, которые в этой стране всегда были в меньшинстве и религия которых никогда не была обязательной для большинства. Колонны, несущие двухъярусные аркады, должны были быть небольшого размера — их легко нашли среди руин римских построек. Здесь совершенно очевидно стремление мусульманской Испании, своего рода аванпоста мусульманского мира, наглядно продемонстрировать свое превосходство перед христианской Европой. Сложный интерьер, с его замысловатым рисунком из подковообразных или полуциркульных арок, подчеркивал техническое и художественное совершенство, достигнутое исламским искусством. Аналогичные функции выполняли и прикладные искусства.

Саркофаг, созданный для сына ал-Мансура, с изображениями даров на пышно разрисованном фоне демонстрирует уровень художественного мастерства, какого в то время еще не знала остальная Европа. Около 1100г. ситуация изменилась. Реконкиста в Испании стала одной из главных задач возрождения христианской Европы, чьи объединенные военные силы начали продвигаться все дальше на юг. В 1260 г. мусульмане потеряли весь полуостров за исключением Гранадского эмирата, который пал только в 1492 г. По мере ослабления политической и военной мощи мусульман их архитектура становилась все более изощренной и усложненной. Дворец Альгамбра в Гранаде с его нарочитой пышностью убранства— характерный пример пропагандистского искусства. На этом примере хорошо видно, как архитекторы всеми силами пытаются прославить убывающую мощь суверена, поддержать разваливающийся режим. Богатство арабского государства основывалось в том числе и на торговле предметами роскоши.

Магомет, который в юности был купцом, пропагандировал торговлю как честный способ разбогатеть. С приходом к власти в Египте династии Фатимидов (915-1171) образовался новый халифат, соперничающий с багдадским. Новый режим отпраздновал свое рождение основанием новой столицы, Каира, который масштабами и величественностью архитектуры бросал откровенный вызов Багдаду и очень скоро стал процветающим международным торговым центром. Источник процветания экономической деятельности исламского мира из Месопотамии сместился к Средиземноморью.

Географическое положение позволяло Каиру завязывать полноценные торговые отношения с христианской Европой, привлекая итальянских торговцев возможностью удовлетворить растущий спрос на предметы роскоши из драгоценных металлов, отличавшиеся искусным изготовлением.