История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Новые тенденции в искусстве XVII века

Эволюция классического пейзажа

Сам по себе пейзаж не был новым жанром. С давних пор он служил фоном для портретов, священных и мифологических сцен. «Мадонна в розовом саду», которую приписывают Стефано да Верона (или Микелино да Безоц-цо), или «Падение Икара» Питера Брейгеля Старшего просто немыслимы без пейзажного фона. Большая часть пейзажных элементов в картине Стефано да Верона имеет символическое значение, подчеркивающее ее сложный смысл: замкнутое пространство сада символизирует целомудрие Марии, розы — ее безгрешность, павлин — бессмертие.

В «Падении Икара» узнаваемые детали придают всей сцене достоверность. Но ни одну из этих картин: нельзя считать просто пейзажем. Панорамные; картины как таковые существовали еще в-античности, о чем свидетельствуют описания произведений искусства в греческой и латинской литературе. Голландские художники XVII в. (см. главу 37) и Рубенс частично возрождают эту традицию.

Явный интерес Рубенса к животворным силам природы, к атмосферным явлениям и освещению проявляется в создании особым образом идеализированных пейзажных сцен. Художники XVII в. крайне редко воспроизводят в своих произведениях то, что и на самом деле видят в окружающей действительности. Возросший археологический интерес к античности породил другую школу художников-пейзажистов. Они разработали ряд структурных и композиционных правил, с помощью которых можно возродить если не реальность, то дух классического мира.

Это была сознательная попытка привнести в пейзаж интеллектуальное содержание, подчинив саму природу идеалу красоты, основанному на гармонии. Жанр «классического пейзажа» был развит художниками, работавшими в Риме, в частности Пуссеном и Клодом Лорреном, также приехавшим из Франции. Живописное пространство делится градацией цвета на три плана, связанных элементами классического толка — храмами и руинами. Тенденция к упорядоченности проявляется и в точном распределении зон света и тени.

Этим правилам следуют и Клод Лор-рен, и Пуссен, но результаты совершенно различны. Умозрительная, холодная и суровая живопись Пуссена отражает его интерес к героическим темам античности, тогда как лиризм, спокойствие и разряженная атмосфера картин Лоррена напоминает классическую латинскую поэзию с ее пасторальными мотивами.