История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Новые тенденции в искусстве XVII века

Караваджо и караваджисты

Та же истовая вера,та же набожность, что пронизывали грандиозные изобразительные и архитектурные творения барочного Рима, бурлящего и иллюзионистического (см. главу 33), вдохновляли и живопись Караваджо, хотя и привели его к иным результатам. Микеландже-ло Меризи (1571-1610) по прозвищу Караваджо—так называлась деревня в Ломбардии, где он родился,- сформировался под влиянием ломбардских мастеров XVI в. Довольно скоро его привлекла живопись энергичных контрастов света и тени, описательная, но остро драматичная, посредством которой он изображал своих персонажей с почти физической натуральностью, представляя их как людей самых обычных.

В этой натуральности заложено сильное этическое и религиозное чувство, которое он видел в жизни униженных. Поэтому живопись Караваджо встретила поддержку если и не официальной церкви, то некоторых религиозно настроенных аристократов, представителей духовенства — маркиза Джустиниани и кардинала Дель Монте. Благодаря их протекции художник получил ряд важных официальных заказов, в том числе на украшение капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме -три большие картины, посвященные св. Матфею, вызвавшие бурные и противоречивые отклики.

Собственная жизнь Караваджо в силу его неистового и вспыльчивого нрава изобиловала эпизодами, способствовавшими созданию мифа о «безбожном» художнике. Караваджо приходилось часто бежать из Рима (куда он попал около 1591 г.), и тогда он отправлялся в Неаполь, на Мальту, на Сицилию и снова в Неаполь, как в последний год своей жизни, оставляя по пути удивительные живописные работы.

Великий мастер продолжал пользоваться расположением некоторых влиятельных коллекционеров, среди которых был и: вице-король Неаполя (город еще находился под властью испанцев). Караваджо умер как раз в тот момент, когда некоторые кардиналы, почитатели его искусства, добились для него папского прощения и разрешения вернуться в Рим.

Глубокая религиозность и экспрессивность образов Караваджо оказали сильное влияние на современных ему живописцев. Среди итальянцев в первую очередь Бартоломео Манфреди, Орацио Борджанни, Франческо Серодине, Бат-тистелло Карачоло и Карло Сарачени восприняли его новаторскую живопись. Но именно иностранцы (среди них голландцы ван Хон-тхорст и Тер Брюгген, фламандцы Финсон и ван Бабюрен, французы Де Латур, Валантен, Леклерк и, наконец, испанец Хусепе де Рибера) возвели творчество этого художника в явление европейского значения и масштаба.

В Италии около 1630 г. церковь решительно отвергла натуральность направления Караваджо, которому уже противостоял классицизм болонской школы Гвидо Рени и Доменикино. Закончились крупные государственные заказы на религиозные темы — теперь их привлекала триумфаль-ность барокко. Но течение, обязанное своим рождением этому художнику, выжило на частных заказах, породив два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни. Как уже отмечалось караваджизм имел успех по ту сторону Альп.

Французские заказчики-католики и голландцы приняли эту тенденцию «очеловечивать» события Священной истории, Одним из самых известных иностранных караваджистов был Жорж де Латур, чьи заказчики принадлежали к средним классам и особенно к чиновному сословию Лотарингии. Картина Латура «Св. Иосиф-плотник» полностью лишена какой бы то ни было торжественности; художник представляет обычного ремесленника с мальчиком, но пламя свечи, освещающее лицо Христа, привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.