История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство и религия в XVI веке

Павел III

Восшествие на папский престол Павла III, Фарнезе (1534—1549) ознаменовало начало широкомасштабной пропагандистской кампании за восстановление авторитета папства и главенства католической веры. Разграбление Рима (1527) оставило глубокий след в городской застройке. Павел III разработал грандиозную программу ее восстановления, проложив новые улицы и перестроив городские укрепления. Ему же обязан своим восстановлением Капитолий. Микеланджело было поручено заново спроектировать площадь Капитолия таким образом, чтобы у нее было достойное обрамление. Бывшая резиденция городской коммуны, центр религиозной жизни античного Рима, Капитолий преобразился в грандиозный символ папской власти.

Этот величественный образ был воплощен в зданиях и произведениях искусства, заказанных Павлом III и его преемниками. Павел III заменил кватрочентистскую фреску «Вознесение Марии», украшавшую алтарную стену Сикстинской капеллы, фреской «Страшного суда»; этот образ, несомненно, больше соответствовал духу времени. В своей трактовке темы Микеланджело делает упор не столько на физические страдания грешников, как его предшественники, сколько на их внутренние мучения. Та же интенсивность переживаний характерна для фресок, созданных им в Капелле Паолина (1542—1545) — новой личной капелле Павла III.

Но наиболее важный проект, разработанный самим папой и доведенный до завершения его преемниками,— возобновление строительства собора св. Петра. Начатый еще при Юлии II (см. главу 28), этот монумент папской власти не был доведен до конца. Назначение (1 января 1547 г,) Микеланджело главным архитектором и распорядителем работ было решительным шагом Павла III, дабы выйти из тупика.

Принципиальный вклад Микеланджело заключался в разработке конструкции купола, с помощью которой ему удалось разрешить композиционные трудности, оказавшиеся неразрешимой проблемой для его предшественников. Кроме того, Микеланджело радикально изменил общий план собора, придав ему вид греческого креста, чем восстановил многие элементы из первоначального проекта, предложенного Бра-манте. Однако центрический план плохо соответствовал католической литургии, и наиболее традиционалистские и консервативные члены клира склонились в пользу осевого плана, присущего латинскому кресту. И так же, как план греческого креста, предложенный Браманте, был изменен его преемниками, так и проект Микеланджело подвергся изменениям с тем, чтобы образовать традиционный средний неф. Словом, уже который раз художественный идеал должен был, по требованию заказчика, уступить место компромиссам.