Страница 4 из 8 Итальянский кризисВ Италии непрочное политическое равновесие между Миланом, Неаполем, Флоренцией, Венецией и Папским государством не выдержало враждебных действий крупных европейских монархий, которые давно уже примеривались к мелким итальянским государствам. На протяжении всей первой половины XVI в. Италия оказалась полем сражения, на котором государи Испании, Франции и Священной Римской империи сводили свои счеты. В 1527 г. Рим был разграблен императорскими войсками. Политические потрясения, военные разрушения и общая нестабильность не могли не отразиться и в искусстве. Росписи, вроде «Гибели гигантов» Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе, явно свидетельствовали о крахе прежнего порядка. В стилистическом плане на смену гармонии и соразмерности приходят асимметрия и усложненность. Меняется также отношение к античной классике. Теперь архитектура отвергает простую прямую линию Возрождения, черпая вдохновение в классике иного рода, где только оригинальность и разнообразие служат критериями мастерства художника, его технической свободы. Усложняются композиция и позы фигур. Образы, исполненные судорожности, отражают нестабильность эпохи. Некоторые живописцы, такие, как эми-лианец Корреджо, демонстрируют иллюзорные возможности перспективы, другие используют сценические эффекты, основанные на контрастах света и тени. Впрочем, направления поисков самые различные. Современное искусствознание, дабы хоть как-то связать все это многообразие в художественной культуре чинквечен-то предложило термин «маньеризм». Однако, как и любые попытки задним числом определить сложные и распространенные художественные феномены, этот термин неизбежно неточен. Остается лишь сделать вывод, что перемены в европейском искусстве чинквичен-то обусловлены общей политической и социальной нестабильностью эпохи.
|