История искусств arrow XX век arrow Первые послевоенные годы arrow Искусство между двумя войнами
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство между двумя войнами

Конструктивизм

В России после революции 1917 года установился новый режим, откровенно враждебный буржуазным ценностям капиталистического Запада. Это наглядно выразилось в поддержке, которую Советское государство оказывало современному искусству. Василий Кандинский (в 1910 г. создавший свою первую абстрактную акварель) и Казимир Малевич, две ключевые фигуры в абстрактной живописи в довоенный период, были назначены: Кандинский — преподавателем ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве, а Малевич позднее — руководителем ИНХУК (Институт художественной культуры) в Петрограде.

Оба продолжали свои поиски в сфере абстрактной живописи. Малевич (основоположник в 1915 г. супрематизма) разрабатывал, в частности, новые возможности цвета и трехмерных геометрических фигур. Его теории заметно повлияли на Эль Лисиц-кого, объединявшего в своем творчестве супрематизм и конструктивизм, теоретика группы АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), который в серии «Проуны» (1919) создал композиции объемов и длинные планы по диагональной оси.

Владимир Татлин (основоположник конструктивизма) также использует эффект динамичной диагонали в своем проекте «Памятника-башни III Интернационала» (1922). Спиральная башня, высотой 400 метров включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. Применение технологически новых материалов и абстрактные формы, полностью лишенные какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух революции. Художник на службе социалистического государства Татлин создал также модели одежды и другие проекты производственных изделий.

Идея практичного, утилитарного использования абстрактного искусства и составляла сущность конструктивизма. Когда идеалистический угар победившей революции уступает место более прозаическим потребностям индустриализации и экономических реформ, абстрактному искусству начинают предпочитать реализм, в большей степени соответствующий требованиям государственной пропаганды. И Кандинский, и Эль Лисицкий были вынуждены уехать из России и поселиться в Германии, где их идеи стимулировали новые, принципиальные направления.

Группа «Де Стейл»

Во время войны центр художественного творчества переместился из Франции и Германии в страны, сохранившие нейтралитет. В Лейдене, в Голландии, группа живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов (Тео ван Дусбург, Питер Ауд, Геррит Ритвелд, Корне-лис ван Эестерен, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек и Георг Вантонгерлоо) основала журнал под названием «Де Стейл» (Стиль, 1917). Следуя теориям ван Дусбурга и Мондриана, он способствовал развитию нового строгого абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами.

Эту теорию Мондриан разработал в Париже до войны, считая, что создает направление, логически продолжающее кубизм. Архитекторы из группы «Де Стейл» продолжили эти принципы в работе с трехмерньш пространством, приняв также к сведению указания Франка Ллойда Райта об отношениях между архитектурой и окружающей средой с тем, чтобы уничтожить традиционные барьеры между внутренним и внешним пространством. Проект Геррита Ритвелда для дома Шр±дер в Утрехте (1924), например, полностью упраздняет традиционные стены, заменив их рядом плоскостей, входящих друг в друга под прямым углом и опирающихся на металлические конструкции, раскрашенные в красный, желтый и синий цвета.

Формально строгий изобразительный язык группы «Де Стейл» отражает острую потребность в порядке, которую испытывает мир, погрязший в хаосе. Необходимость неукоснительного соблюдения принципов неизбежно должна была стать причиной распада группы (1924). Началом послужил уход Мондриана, спровоцированный появлением диагонали в проектах ван Дусбурга, на которого в свою очередь повлиял Эль Лисицкий.