История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство в итальянских городах-государствах

Образы политической власти

Если собор символизировал процветание общинного города-государства, то в правительственных зданиях воплощалась его политическая власть. В функциональном плане в них отразилась система городского управления. На их строительство выделялось значительно меньше средств, чем на строительство собора. Если в религиозном отношении демонстрирование богатств еще как-то можно было оправдать, то новый политический режим должен был ассоциироваться только со строгой моралью.

Местный камень и простота Палаццо деи Приори (позднее — делла Синьория) во Флоренции резко контрастируют с дорогим убранством собора. Место для палаццо выбрали в дальнем углу площади, поскольку участок в ее центре считался проклятым. Там и правда располагались башни, принадлежавшие семействам вроде Уберти, впавшим в немилость из-за непрерывных раздоров между гвельфами и гибеллинами.

В Сиене различие между собором и Палаццо Пубблико, построенным из кирпича и лишенным декора, подчеркивалось также их взаимным местоположением: Палаццо находился у подножия собора и, в отличие от него, выходил фасадом на огромную площадь, специально образованную, чтобы составить вместе с палаццо символ гражданской власти. Еще до начала строительства Палаццо Пубблико были созданы обязательные предписания о форме окон других зданий, находящихся на площади, с тем чтобы выдержать общий стиль. Размеры площади, контрастирующие с узкими окрестными улочками, понадобились для того, чтобы подчеркнуть могущество города.

Такое внимание к городскому облику свидетельствовало об остром понимании пропагандистского значения архитектуры. В Венеции расположение правительственных зданий отражает глубокий разлад в системе городского управления. Наиболее представительной фигурой государства был дож, гражданин Венеции, который назначался на эту должность пожизненно, но его власть ограничивалась Советом. Близость собора св. Марка ко дворцу дожей свидетельствует о том, что собор был личной капеллой дожа, точно так же, как храм св. Софии в Константинополе был личной церковью императора Византии.

Не случайно именно этот храм послужил моделью для собора св. Марка. Как и общественные дворцы Флоренции и Сиены, каменный фасад дворца дожей, украшенный геометрическим рисунком, выглядит менее нарядно, чем собор, сверкающий позолоченной мозаикой. Трудно представить более несхожие между собой здания. Изящное скульптурное убранство дворца дожей не имеет ничего общего с суровым фасадом Палаццо делла Синьория во Флоренции. Отчасти это объясняется тем, что и там и тут использовался местный камень, а венецианский камень был легче в работе. Однако не следует сбрасывать со счетов оригинальные особенности и различные традиции этих двух городов-государств.