История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство в итальянских городах-государствах

Замыслы, проекты, строительство

Тот факт, что выбор архитектурного проекта и финансирование строительства осуществлялись городской администрацией, а не церковью, свидетельствует о власти, обретенной городом, и о гордости за эту власть, что выразилось в столь значительной постройке. Для Флоренции XIII в. был периодом экономического подъема. В 1252 г. город начал чеканить собственную золотую монету — флорин, а флорентийские менялы господствовали на европейском рынке банковского кредита. Окончательное изгнание в 50-е гг. XIII в. старинной аристократии послужило поводом строительства собора и дворца Синьории — и тот и другой были заложены в 1299 г. Возведение собора и кампанилы финансировалось городской казной и цехом шерстянщиков, который, таким образом, обретал вес в жизни города.

Это двойное участие отразил состав Общества собора, своего рода исполнительный комитет, куда вошли четверо видных представителей города и двое членов цеха. Помимо ежедневных хлопот по строительству собора и его скульптурной отделке комитет (причем постоянно) занимался общим руководством: назначал органиста и распорядителя строительных работ, занимался приобретением и транспортировкой строительных материалов, нанимал рабочих и заказывал свободным художникам статуи для фасада.

Как и выбранные органы для управления финансами и обороной, комитет обладал широкой автономией, но не безграничной. Для решения особо важных вопросов требовалось более общее согласие. Если возникали принципиальные вопросы, касающиеся внешнего вида собора, в обсуждения вовлекалось более широкое представительство горожан. Разработка проекта шла поэтапно, и хотя строительство началось в 1299г., окончательное решение относительно купольных росписей было принято только в 1367г., оценочный комитет, куда входило Общество собора и выбранные представители, и который состоял по большей части из мирян, обратился к специалистамв основном к каменщикам, художникам и ювелирам — для разъяснения технических тонкостей в представленных проектах.

Проект-победитель предусматривал цикл современных фресок, даже несмотря на то, что сам купол не мог быть возведен раньше XV столетия (см. главу 23). Этому принципу следовала вся Европа. В оценочном комитете, даже если он сменялся, решающий голос принадлежал тому, в чьих руках власть. А во Флоренции, как и в прочих городах-государствах, власть принадлежала богатой буржуазии.