История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство в итальянских городах-государствах

Соборы

Самым заметным зданием в новых городах-государствах был собор. Обычно его строительство приурочивалось к какому-нибудь достопримечательному для города событию. Так, собор в Пизе был заложен в честь важной победы над арабами в морском сражении у берегов Сицилии. Неф украшали классические колонны, вывезенные из мечети в Палермо. В свою очередь и в базилике св. Марка в Венеции были собраны символы венецианских побед, в частности произведения, вывезенные из Константинополя после его разграбления в 1204 г. Во Флоренции, как и во многих других городах-государствах, строительство нового собора, Саша Мария дель Фьоре, началось в период процветания республики.

Значение, которое новые господствующие сословия торговцев придавали накаплению материальных богатств, отразилось и в монументальной роскоши соборов того времени. Дух соперничества между городами-коммунами способствовал поиску оригинальных архитектурных решений и пробудил небывалый интерес к декоративной отделке. Собор в Сиене был бы еще роскошнее, если бы работы по его расширению не были прерваны ужасной эпидемией чумы, разразившейся в 1348 г.

Были приостановлены также работы по украшению фасада, а чрезвычайно нарядный верхний ярус был достроен лишь в 70-е годы того же века. Архитектура городского собора очень редко отличалась стилистическими новшествами; предпочитали обычно восхвалять городское богатство, выраженное с помощью монументальных и тщательно разработанных решений: многоцветные мраморные фасады соборов в Пизе, Флоренции, Сиене и Орвьето были типичными для тосканской архитектуры предшествующей эпохи.

Строители новых соборов почти не интересовались архитектурными новшествами Северной Европы, предпочитая крестовые своды на нервюрах, характерные для итальянского романского стиля. Правда, некоторые зодчие использовали отдельные элементы готического стиля, уже применявшиеся францисканцами и доминиканцами, в частности стрельчатую арку.