История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Истоки неоклассицизма


Искусство греческое и искусство римское

В спорах о культуре разгорелась и страстная дискуссия относительно двух цивилизаций — греческой и римской. Итальянские ученые, по вполне понятным причинам, отстаивали культурное превосходство Рима, этрусские истоки которого впервые обосновал Пиранези. Оппоненты, напротив, утверждали, что римская культура целиком вышла из греческой. В области архитектуры спор в основном шел о различиях мевду римскими конструкциями, основанными на арке и своде, в техническом отношении более совершенными, и более простыми греческими конструкциями с пилястрами и архитравами, восхищавшими чистотой формы.

Сторонники эллинистической культуры осуждали римских зодчих за то, что они использовали классические ордера в декоративных целях. Среди грекофилов, несомненно, почетное место занимает Иоганн Иоахим Винкельман, немецкий ученый, который, увлекшись античностью, переехал в Рим (1755), где поступил на службу к кардиналу Альбани в качестве библиотекаря.

«Размышления о подражании искусству греков в живописи и скульптуре» (1755) и «История искусства древности» (1764) стали вехами в истории искусства, где она впервые рассматривается с точки зрения эволюции стиля. Подобно Платону, Винкельман полагал, что существуют точные соответствия между формами художественного выражения и нравственными идеалами общества, в недрах которого они зарождаются.

Поэтому он предостерегал художников от слепого подражания античным произведениям, призывая улавливать и воспроизводить их дух. Его последователями были скульптор Антонио Канова и художники — шотландец Гэвин Хамилтон и немец Антон Рафаэль Менгс. «Парнас» (1761), фреска, созданная Менгсом для виллы кардинала Альбани, считается первым произведением неоклассицизма. Здесь показательно отсутствие иллюзионистических приемов, столь характерных для барочных фресок на сводах.

Убеждение в превосходстве греческой культуры отражается в выборе сюжетов. Многочисленные произведения Ха-милтона и Кановы навеяны «Илиадой» и «Одиссеей». Канова приехал в Рим (1779) с целью изучить барочную скульптуру Бернини, но под влиянием Хэмилтона увлекся классической античностью. Его холодный, строгий, необыкновенно изысканный стиль стал непререкаемым образцом для целого поколения художников.