История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство города-государства

Фидий и рождение классического стиля

Украшение Парфенона, который должен был олицетворять победоносное завершение греко-персидской войны, было доверено Фидию. Два фронтона посвящались Афине Палладе, покровительнице города, ей отводилась главная роль в этой победе. Другие изображения прославляют превосходство греческих богов в битвах с врагами и, тем самым, величие Греции в целом и Афин в частности. «Гигантома-хия», то есть битва богов с гигантами, в символической, иносказательной форме также изображала победу греков над персами, превосходство разума над грубой силой. Так, битва Лапифа с кентавром — свидетельство победы человека над зверем — означала физическое и интеллектуальное превосходство греков над варварами.

Ионический ордер

После окончания войны Афины не собирались отказываться от своего привилегированного положения среди других греческих городов-государств. Они заставили союзников принять демократическую систему управления, свои деньги, меру веса и единицы измерения. Все это неизбежно должно было привести к столкновению с самыми могущественными соперниками афинян — спартанцами. Война разразилась в 431 г. до н. э., став причиной размежевания греческих городов. Города с демократической формой правления остались союзниками Афин, а монархии и олигархии перешли на сторону Спарты. Спартанцы, аскеты и профессиональные воины, презирали афинян с их умозрительным философствованием и любовью к искусству. В борьбе со Спартой Афины нуждались в поддержке ионических городов-государств Малой Азии.

Именно в этот период в архитектуре Афин начинает утверждаться ионический ордер, строится храм Ники Антерос и почти одновременно — Эрехтейон. С точки зрения пропорций ионический ордер изящнее, чем дорический, и, кроме того, для него характерна декоративная капитель. По сравнению с мужественной строгостью дорического ордера, ионический отличается почти женственным изяществом. В Эрехтейоне этот эффект усиливался за счет знаменитого портика кор (кариатид) на южной стороне здания. Использование ионического ордера пристроительстве чуть ли не главных зданий афинского Акрополя именно в этот исторический период доказывает значение искусства как орудия пропаганды.

Афины были завоеваны Спартой в 415 г. до н. э. после битвы за контроль над Сицилией, однако их интеллектуальное и художественное наследие осталось жить в веках. Трудно переоценить роль классического греческого искусства в развитии западно-европейской цивилизации.