История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство города-государства

Греческий храм и скульптура

В греческих полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе. Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии.

Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Аполлона на запаяном фронтоне.

Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с липами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как «Возница», меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола.

И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поли-клетом в подтверждение его теории о пропорциях. Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Идеальные пропорции рассчитывались строго математически, и не следует удивляться, если греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу — космос.

У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя.