История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Образ власти

Мантенья и Гонзага

Решение пригласить Андреа Мантенья в качестве придворного художника (ок. 1460) было, конечно, задумано Лудовико с тем, чтобы воссоздать тот образ, к которому он стремился. Страсть, с какой Мантенья относился к классической античности, уже завоевала ему авторитет среди гуманистов Падуи. Самое значительное из созданного им для Лудовико — это росписи Камера дельи Спози. Потолок в виде свода был расписан в стиле trompe-1'oeil, живописью, имитирующей медальоны из стука с портретами римских императоров.

Великое умение  Мантеньи использовать все возможности перспективы нагляднее всего видно на примере ложного окна в центре свода — первой иллюзионистической декорации в западноевропейской живописи. Стены расписаны сценами из придворной жизни Гонзага с портретами членов семьи и приближенных, а также карликов, собак и разных посетителей. Подобный династический псевдоимперсккй гимн, сочиненный в этом зале для двора Гонзага, имел немалый пропагандистский эффект.

Франческо, четвертый маркграф Мантуи, продолжил это увлечение классическими темами, однако военные заботы придали его взглядам на римскую культуру особый оттенок. Овальное основание его бюста, где он изображен в доспехах, уже не следует столь модной во Флоренции горизонтальной линии, а непосредственно подражает бюстам императоров античного Рима. Мантенья продолжал работать и при преемниках Лудовико.

В своей «Мадонне делла Витгория» он увековечил победу Франческо над французами (1495): помимо Гонзага, здесь изображены (в масштабе, большем натурального) двое святых-воинов — св. Михаил и св. Георгий. Совсем иной образ мантуанского двора представляла Изабелла д'Эсте, жена Франческо. Пример тому — «Парнас», который она заказала художнику для своего кабинета, где была собрана богатейшая коллекция гемм, монет и античных статуэток. Иконогра-
14   Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа. Урбино, Национальная галерея Марке. Ок. 1455.

Дата написания и содержание этой работы до сих пор точно не установлены. Олнако она весьма выразительно свидетельствует об интересе Пьеро к стилю классической архитектуры и к перспективе в живописной композиции.
фическую схему картины разработали сама Изабелла и гуманисты из числа ее советников. Как и в случае со многими мифологическими произведениями эпохи Возрождения, смысл этой картины не совсем ясен. Марс, бог войны, предстает здесь не столько как воин, сколько как возлюбленный Венеры. У их ног танцуют музы, богини искусств, что, несомненно, соответствует блестящей культурной атмосфере мантуанского двора.