История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Образ власти

Альберта и реконструкция классического стиля

Едва ли не более всех для распространения классической культуры сделал флорентийский гуманист Леон Баттиста Альберти (1404— 1472). Его трактат об архитектуре (ок. 1452) был в немалой степени навеян трудами древнеримского архитектора Витрувия. Он был написан на латыни и предназначался заказчикам из просвещенной элиты; в нем утверждалась роль классической архитектуры, принципиально важной для создания образа власти.

Этот трактат сделал Альберти величайшим для своего времени знатоком архитектуры и принес ему заказы на строительство монументальных зданий в Ферраре, Римини и Мангуе, где влияние классики гораздо очевиднее, чем во флорентийских зданиях, строительство которых ему приписывают.

Сиджисмондо Малатеста поручил Альберти перестройку церкви Сан Франческо, которую собирался сделать своей усыпальницей (ок. 1450). В боковых нишах предполагалось установить гробницы знаменитых гуманистов -любопытный вариант средневекового обычая сохранять останки святых. В архитектуре этой церкви Альберти откровенно использует классические образцы: композитные капители, латинские надписи, структуру фасада, скопированную с триумфальной арки, и, наконец, следуя древнеримским правилам, арки он поддерживает пилястрами, а архитравы — колоннами. Но языческая архитектура никогда не совпадала с христианским культом, и для того, чтобы напомнить посетителям, что это здание христианская церковь, каждую композитную капитель венчал херувим.