История искусств arrow XVII век arrow Голландская республика arrow Золотой век голландской живописи
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Золотой век голландской живописи

Протестантская этика и жанровые сцены

Нашему восприятию этих образов мешает необходимость проникать в тот символический или аллегорический смысл, который в эпоху их создания был совершенно очевиден. Особенно это относится к сценам из повседневной жизни (так называемой жанровой живописи), рассчитанным на случайного покупателя. Аллегори ческие изображения времен года, тех или иных предметов или добродетелей были довольно широко распространены в Европе XVII в. обычно в виде идеально красивых фигур. В купеческой культуре Нидерландов эти же аллегории переводились на язык повседневной жизни. В изображениях интерьера часто появляются символы, в которых заключен тот или иной моральный смысл, усиленный узнаваемыми предметами и привычной обстановкой. «Любовное письмо» Вермеера может много рассказать нам об интерьере дома голландского бюргера. Однако эта картина стремится сообщить зрителям нечто более конкретное. Из литературы того времени мы знаем, что в любовных песенках часто
звучала тема чтения любовного послания; морской пейзаж на задней стене как бы отражает его содержание. В «Веселом обществе» Яна Стена изображены мужчины, женщины, дети, которые едят, пьют и поют. Но на листе бумаги, который держит старуха, написан текст народной песни, в которой поется о том, что дети любят подражать взрослым,— здесь же взрослые подают им явно не лучший пример. В картине Де Хоха, на которой изображена женщина, пьющая вместе с солдатами, заключено моральное предупреждение о последствиях пьянства: поза женщины и слегка наклоненный стакан в ее руке говорят о том, что она выпила слишком много. Возможные последствия отра-
жены в картине, висящей над камином и представляющей «Христа и блудницу». Другие образы несут в себе более выраженный сексуальный смысл. Так, в картине Габриэля Метсю охотник с ружьем подносит в дар молодой женщине куропатку, но было бы ошибкой считать ее всего лишь охотничьим трофеем: подарок -символический, и в нем заложен вполне определенный эротический смысл.