История искусств arrow Греция и Рим arrow Эпоха эллинизма arrow Искусство времен Александра
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство времен Александра

Образы власти

В эпоху эллинизма абсолютный монарх являл собой новый тип заказчика с совершенно новыми требованиями. Уже сами по себе географические масштабы империи открывали огромные возможности для взаимных связей и обмена. Это способствовало появлению новых отделочных материалов и развитию техники обработки художественных изделий.  Были обнаружены
новые драгоценные камни, вроде сардоникса, из которого изготовлена знаменитая чаша Фарнезе. В империи строились новые города, соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве.

В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. О подражании Афинам говорит не только его ансамбль в целом, но и отдельные архитектурные детали. Главный храм пергамского Акрополя был посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Свободная, как бы произвольная планировка города также напоминала древние греческие города. Царский дворец в пергамском Акрополе, расположенный выше библиотеки и даже выше храма, служил еще одним доказательством абсолютной власти монарха. Об этом свидетельствует и памятная надпись на портике перед входом в храм, где упоминается, что он был заказан Эвменом II.

Подобное письменное посвящение, в котором восхваляется богатство и могущество правителя, становится одним из важных элементов имперской архитектуры. Аттал I, отец Эвмена, успешно защищавший Пергам от галлов (галатов), заказал статуи, прославлявшие его победу. Среди них одна из самых известных — «Умирающий галл». Эвмен воздвиг также величественный монумент — алтарь Зевса. Сюжет его фриза «Битва богов с гигантами» тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона, однако, художественное решение уже иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, (они почти отделены от фона), рассчитаны на восприятие издали, с земли, что свидетельствует о более «земных» намерениях как художника, так и заказчика. Если рельефы Парфенона, почти скрытые от глаз посетителей, предназначались, скорее, богам как обеспечившим победу афинянам, то пергамские сцены, напротив, изображали деяния Аттала и воспевали божественную природу царя.

Дабы подчеркнуть буквальный смысл события, который интересовал эллинистического скульптора куда больше, чем его символическая трактовка, мастер усилил физические и эмоциональные характеристики, придав событию драматизм и создав у зрителя ощущение реальности изображения. В изображении «Ники (крылатой Победы) Самофракийской» поза и драпировка поданы так, будто богиня только что вступила на борт корабля. Смертельный ужас на лице Лаокоона и неестественно напряженные позы всей группы подчеркивают тот страшный конец, который их ожидает.