История искусств arrow Греция и Рим arrow Эпоха эллинизма arrow Искусство времен Александра
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство времен Александра

Развитие портрета

До 350 г. до н. э. портрет был мало распрос транен в греческом искусстве. Его развитие эпоху эллинизма отражает возросшее значе ние личности человека. Статуи безымянны атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурных портретах вполне конкретных лиц — Платона, Аристотеля или Демосфена — прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисип-пу. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи.

В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров и членов их семей. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую — прежде подобные статуи посвящались только богам — на вершине собственной усыпальницы. Другие были еще откровеннее в утверждении своего величия и божественной сущности. Так называемая чаша Фарнезе прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Рядом с ними в облике величественного старца представлен Нил, держащий рог изобилия. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей — как Гор, сын богини.