История искусств arrow Греция и Рим arrow Эпоха эллинизма arrow Искусство времен Александра
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство времен Александра

Александр Великий

Александра нельзя было определить иначе, как Великий.
Он правил менее 13 лет (336—323 до н. э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам — как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих. Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города — среди них Пергам, Ан-тиохия и Александрия — оспаривают у Афин пальму первенства.

Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезность становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры. В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре. Самый характерный пример — создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха,— опыт, давно постигнутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. Победа Александра над персидским царем Дарием увековечена в картине, известной нам по мозаичной копии, найденной в Помпеях.

Скульптуры Парфенона (ок. 440 до н. э.), установленные во славу греческих военных триумфов, изображали мифологических героев, а рельефы — мифологические сражения. Александр, напротив, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги мифологических богов и героев. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Картина утвержда ет априорное превосходство македонског владыки, который представлен предельно про сто и лишен какой-либо искусственносп Александр, победивший в битве, изображе без шлема и верхом, а Дарий, хотя он в шлем и на боевой колеснице, тем не менее проигры вает сражение.