МАВЗОЛЕЙ — термин восходит к богатейшей усыпальнице карийского царя Мав-сола (350 до н.э.) из Галикарнаса, одному из чудес античности; им обозначается погребальный монумент особо величественный и пышный, возводимый в память о выдающемся деятеле. МАЙОЛИКА — керамические изделия из пористой глиняной пасты, покрытой стекловидной эмалью. Термин происходит от названия испанского города Майорка — центра, где производилась значительная часть подобных изделий. МАЛЬТА — название строительного раствора, смеси извести, цемента, гипса с водой; с добавлением песка или без него смесь применяется при кладке стен. МАНЕРА — слово, широко применявшееся в литературе по искусству чинквеченто со значением «стиль» в любом контексте — и позитивном и негативном. МАНЬЕРИЗМ — помимо собственно течения в живописи этим термином обозначаются принципиальные особенности художественной культуры XVI в. и — шире — стиль, основанный на воспроизведении уже не творений природы, но творений Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Сегодня критика пытается пересмотреть обвинения в искусственности, в странном самолюбовании, в недостатке естественности, предъявлявшиеся маньеристам в искусствоведческой литературе начиная с XVII в. вплоть до журналов 1920- х гг.; сегодня антиклассические выпады этого течения истолковываются как симптом беспокойного исторического периода, тревожной духовной атмосферы той эпохи. Почти маниакальное стремление к формальной изысканности, поиск необычной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения цвета, галлюцинативная образность — вот типичные особенности творчества маньеристов. МАРТИРИОН — церковь или капелла с центрическим планом и куполом, возведенная над останками мученика. Типичная постройка византийского искусства. МАСТАБА — древнеегипетская гробница, квадратный курган с кирпичной или каменной облицовкой, возводился над подземной усыпальницей, связанной с вершиной кургана посредством колодца. Внутрь мастабы заключалась комната для ритуальных приношений и cubicola (усыпальница) — тайное помещение, где хранилась статуя или саркофаг умершего. Со времен I династии мастабы фараонов достигали весьма внушительных размеров и отличались пышностью внешней отделки, не уступая дворцам. В правление III династии появились «ступенчатые» пирамиды, из которых наиболее известна пирамида фараона Джосера в Саккаре (ок. 2600 до н.э.), построенная на месте традиционной мастабы. МЕДРЕСЕ — своего рода мусульманская школа-интернат, где преподаются религия и право. МЕТОПА — архитектурный элемент в форме квадратной плиты, почти всегда декорированной, которая, чередуясь с триглифами, составляет дорический фриз. МЕЦЕНАТСТВО — покровительственная и благотворительная поддержка ученых и художников, осуществляемая из соображений престижа, не говоря уж о вкусе. Термин восходит к имени римского патриция Гая Киль-ния Месенатиса (69 до н.э.), друга и покровителя поэтов, в том числе Горация. МЕЧЕТЬ — мусульманское культовое сооружение, предназначенное для молитв и религиозного обучения; в древности выполняла и гражданские функции — была местом политических споров, вершения правосудия, собраний, заключения сделок и прибежища. МИНАРЕТ — ярусная башня рядом с мечетью; с ее высоты служитель (муэдзин) призывает верующих на молитву. МИНИАТЮРА — восточного происхождения живописная техника; выполнялась на пергаменте, бумаге и слоновой кости. Термин употребляется с X в.н.э. и происходит от minium — красно- оранжевого пигмента, с помощью которого писцы вырисовывали rubriche — заглавные буквы манускриптов; термин означает также любую отдельную иллюстрацию кодекса. МИССОРИЙ — роскошное суповое блюдо из ценного металла, стекла или керамики; типичное изделие периода поздней латинской культуры. МИХРАБ — в мечетях так называется ниша, помечающая стену, Киблу, обращенную к Мекке. МОДЕЛИРОВКА — специфический для восприимчивости каждого художника способ придать скульптуре своеобразную форму, свойственную пластике материала (скажем, глине или стуку). МОЗАИКА — изобразительная техника, состоящая в подборе и подгонке друг к другу кусочков камня, мрамора или смальты (так называемых тессеров, или клинышков), которые закрепляются в слое грунта, «ложе». Техника эта зародилась на Востоке, и если халдеи прибегали к ней довольно- таки редко, то египтяне применяли ее охотно и весьма искусно. Широко пользовались ею греки, создавая полы с изящными изображениями; в высшей степени благоволили к ней римляне, называя ее opus tasselatum, если каменные кусочки были кубической формы. Стенные мозаики из смальты, яркое многоцветье и мерцающая поверхность (opus vermiculatum) производили необыкновенное впечатление благодаря умелому использованию «золотой фольги» (металлических тессеров) и тщательному варьированию каждого кусочка в зависимости от его наклона к плоскости фона. |