Страница 8 из 11 БаухаузСтремление реформировать художественное обучение, нарушить монополию Академии проявилось уже до войны, когда был организован Deutsc her Werkbund. Это учреждение ставило своей целью улучшить качества промышленной продукции и теперь откровенно заняло просоциалистические позиции. Вальтер Гропиус, который был директором школы искусств в Веймаре (1915), вновь открыл ее после войны, переименовав в Баухауз. Программный манифест школы гласил, что она предполагает воспитать новое поколение художников, которые в то же время были бы искусными ремесленниками, способными строить, украшать и обустраивать архитектурные творения индустриального и социалистического будущего. В Баухаузе откровенно руководствовались принципами абстрактного искусства, преподавали ведущие представители главных художественных течений того времени. У конструктивиста Эль Лисицкого многому научились Ласло Могол-Надь и Тео ван Дусбург, который был одним из основателей «Де Стейл». Кандинский, уехав из России, тоже преподавал в Баухаузе. Среди преподавателей были и Пауль Клее, Лаинель, Фейнингер и Ханнес Мейер, руководитель факультета архитектуры, а в дальнейшем преемник Гропиуса, приблизивший Баухауз к социалистическим идеям, которые нашли отражение в движении «Новая вещественность». В 1925 г. Баухауз был переведен в Дессау. Новый комплекс зданий, спроектированный Гропиусом,— наглядное воплощение основополагающих принципов школы. Созданный из бетона, стекла и стали, лишенный какого бы то ни было декора, Баухауз отрицает всякую связь с прошлым, акцентируя «эстетику машины», которая, по мнению Гропиуса, была аутентичным выражением индустриального общества. Архитекторы Баухауза ставили своей целью соединить качество и эффективность с экономичностью. Из этой идеи исходили при создании мебели, обстановки и особенно при проектировании дешевых жилых зданий. Теории, выдвинутые Гропиусом в его работе «Как дешево строить красивые и удобные дома», были осуществлены на практике при строительстве жилых кварталов в Дессау и Берлине. В этих зданиях красота становится синонимом функциональности. Сборные блоки, применение новых материалов и полное отсутствие декора стандартизируют и обехтичивают человеческое жилье, уподобляют его рациональным промышленным зданиям.
|