Страница 5 из 11 СюрреализмПод влиянием идей Андре Бретона внутри группы парижских дадаистов позднее сформировалось новое художественное течение — сюрреализм. Более склонные к формализму и теоретизированию откровенно левого толка, менее анархичные, чем дадаисты, сюрреалисты предполагали вести более систематическую атаку на ценности буржуазного общества. В «Манифесте сюрреализма» Андре Бретона (1924) утверждается значение подсознания. В этой и в других теоретических работах Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованиям сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что «красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Эта фраза стала девизом сюрреалистов. Сюрреалистическое искусство вписывается в линию общей фантастической традиции — от средневековых изображений Ада до метафизических картин Де Кирико,— стремясь соединить сон и реальность в более широком «сюрреальном» пространстве, и с этой целью охотно прибегает к тревожным, пугающим, даже отталкивающим изображениям. На выставке сюрреалистов в 1936 г. посетителей встречали записью истерического смеха пациентов психиатрической клиники. В картинах Сальвадора Дали нередки эротические образы, от мастурбации до оргазма, или аллюзивные фигуры, вроде священного мантиса, разновидности насекомого, самка которого в момент спаривания пожирает самца. Некоторые художники-сюрреалисты, весьма критически относящиеся к абстрактному искусству, изображают предметы, между которыми, на первый взгляд, нет никакой логической связи — оно существует лишь в подсознании. Скрупулезное изображение деталей придает сюрреалистическим картинам особую достоверность. В своих нарочито тревожных работах Рене Магритт нарушает пропорции, совмещаетнесовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку — например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Одно из наиболее поразительных сюрреалистических произведений — «Завтрак в шубе» (1936) Мерета Оппенгейма— состоит из чашки, тарелки и ложки, обшитых мехом. Другие художники — Хуан Миро и Ив Таити — экспериментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические биоморфные формы, иногда довольно пугающие. Выставки сюрреалистов, проходившие в Париже, Нью-Йорке и в других городах, способствовали распространению этого течения. Сюрреализм оказал огромное влияние на искусство последующих десятилетий, оставив ему в наследство оригинальный изобразительный язык, способный вдохновлять, забавлять, а иногда и отталкивать и зрителей и знатоков.
|