Страница 3 из 11 ДадаизмЕсли группа «Де Стейл» представляла бегство в пуританскую нормативность, то другие крупные художественные течения, возникшие в тот же период, можно расценить как бегство в противоположном направлении. Дадаизм родился в нейтральной Швейцарии, которая во время войны предоставляла убежище не только политическим эмигрантам, вроде Ленина, но и группе художников и поэтов, собиравшихся на свои литературные вечера в «Кабаре Вольтера» в Цюрихе (1916). Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не имело никакого смысла. Румынский писатель Тристан Тцара пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Дюшан поставил под сомнение само значение произведения искусства, издевательски называя скульптурой предметы повседневного обихода, так называемые «готовые изделия» (ready-made). Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя. Полагался на случай и Ганс Арп при составлении частей своих скульптур, так называемых «Обрезков». Анархичное и спонтанное по самой своей сути течение дадаизма утверждало бессмысленность и бесполезность войны.
|