Страница 4 из 6 Направление Arts and CraftsВ среде интеллектуальной элиты распространилось тем временем недовольство послед ствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, уже не говоря о качестве жизни в целом. Уильям Моррис, философ-социалист, по происхождению буржуа, попытался восстановить те методы, какими работал ремесленник в Средние века, когда не существовало механизированного производства, а потому не было ни стандартных изделий, ни античеловеческих темпов работы. Эти идеи Морриса привели к возникновению целого декоративно-прикладного направления (в 1888 г. было основано Общество выставок декоративно-прикладного искусства) и побудили всевозможные общества, художественные школы и мастерские восстанавливать индивидуальные промыслы. Мастерская, основанная самим Моррисом («Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°»), выработала оригинальный стиль, оказавший существенное влияние на развитие прикладных искусств. В проекте собственного жилища Моррис отказался от господствовавшего тогда в архитектуре эклектичного стиля, использовав элементы, типичные для старинных английских загородных домов. Этот так называемый domestic revival, разрабатывавшийся не только Моррисом, но и другими архитекторами, в частности Шоу и Войзи, сознательно противопоставлялся показной роскоши резиденций богатых промышленников. Потребность в гуманизации индустриального общества, которую пыталось осуществить декоративно-прикладное направление, нашла отражение в застройках рабочих кварталов, напоминающих по своей планировке типичный английский поселок. Их строительство в порядке благотворительности заказывали предприниматели, такие, как Джордж Кадбери (Борнвил, недалеко от Бирмингема). Несмотря на некоторую ретроградность, декоративно-прикладное направление обозначило разрыв с эклектизмом XIX в.. Идеи Морриса оказали заметное влияние на развитие немецкой архитектуры начала XX столетия и способствовали возникновению стиля модерн.
|