История искусств arrow XVI век arrow Образ власти arrow Европейские дворы в эпоху чинквеченто
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Европейские дворы в эпоху чинквеченто

Филипп II Испанский и Эскориал

Филипп II (1556—1598), ревностный поборник Контрреформации, упорно защищал истинную веру в империи, которую хотел видеть католической. Его политика жестокого преследования протестантов привела к разделу Нидерландов. Филипп II женился на Марии I Тюдор Английской, которая пыталась силой навязать своим подданным католицизм. Именно благодаря Филиппу в 1571 г. была одержана первая крупная победа христиан над турками в сражении при Лепанто. Но попытка столкнуть католических крестоносцев с протестантским режимом Елизаветы I, преемницы Марии, закончилась полным поражением (1588).

Его меценатство было прежде всего направлено на строительство и убранство огромного дворца Эскориал — высшего воплощения богатства и могущества. Эскориал не только дворец. У этого гигантского комплекса был некий центр — церковь, заполненная священными реликвиями, добытыми самим Филиппом II. Кроме личных апартаментов короля дворец включал монастырь, усыпальницу, библиотеку, помещения королевской администрации.

Проект дворца принадлежал Хуану Батисте де Толедо, гуманисту и математику, но завершил строительство Хуан де Эррера. Элементы классической архитектуры были использованы для воплощения образа сурового благородства, ассоциировавшегося с самим Филиппом II, защитником веры и традиций. Филипп II был, no-видимому, самым щедрым меценатом XVI в. Во внутреннем убранстве дворца отразились его литературные и культурные интересы, а предпочтение, которое он явно отдавал итальянским художникам, свидетельствовало о возросшем уважении к ним при европейских дворах.

Эмиссары, посланные Филиппом, ездили по всей Италии в поисках художников для работы в Эскориале. Во дворце была собрана необыкновенная коллекция картин старинных мастеров, в частности Иерони-муса Босха (см. главу 30). Некоторые из этих работ Филипп II унаследовал, другие приобрел, третьи конфисковал. Он покровительствовал многим современным художникам; самым выдающимся среди них был, несомненно, Тициан, который после смерти Карла V продолжал работать при испанском дворе.

В числе произведений, созданных Тицианом по заказу Филиппа II, портреты, мифологические «поэзии» на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, аллегорические изображения победы христиан в битве при Лепанто, а также картины на религиозные сюжеты, как «Мученичество св. Лаврентия», предназначенная для главного алтаря церкви Эскориала. Выбор Филиппом сцены мученичества и эмоциональная ее интерпретация Тицианом отражают атмосферу новых времен — Контрреформацию.