Страница 4 из 8 Козимо I и легенда МедичиТу же цель преследовала и реконструкция и внутреннее убранство Палаццо делла Синьория. Именно Козимо создал легенду дома Медичи. Обходя молчанием его банкирское прошлое, он был намерен прославить своих предков, как государственных деятелей и, прежде всего, как покровителей искусств. Впрочем, изображения, подобные «Брунеллески передает модель церкви Сан Лоренцо Козимо Старшему» Вазари, далеки от средневековой и ренессансной традиции представлять мецената в момент передачи здания Мадонне. Определяющая роль Медичи в расцвете ренессансного искусства была отмечена Вазари в его «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», многозначительно посвященных Козимо (первое издание в 1550 г., второе — в 1568-м). Вазари, естественно, стремился отметить прежде всего вклад Флорснции что иногда заставляло его приукрашивать истину; но представление о всевластии культуры выражено в «Жизнеописаниях» настолько убедительно, что многие выводы Вазари и по сей день остаются бесспорными. Однако способ, каким Вазари описывает своих современников прежде всего Микеланджело,— отражает общепринятые представления о первостепенном значении стиля, который следует понимать как сочетание фантазии, законченности, утонченности и врожденного артистизма. Сам факт, что произведение Вазари являет собой серию биографий, говорит об огромных изменениях, которые произошли в социальном статусе итальянских художников периода чинквеченто. Чтобы защитить свое новое общественное положение, художники объединяются в ассоциации по типу литературных академий гуманистов. Одной из первых появляется Академия рисунка во Флоренции, основанная Ва-зари и включавшая в качестве ее членов Брон-зино, Челлини и Амманати. Понимая, сколь велика роль заказчиков, эти художники поступили совершенно правильно, пригласив в 1563 г. Козимо I быть первым президентом Академии.
|