История искусств arrow XVI век arrow Образ власти arrow Европейские дворы в эпоху чинквеченто
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Европейские дворы в эпоху чинквеченто

Франциск I и итальянское искусство во Франции

При Карле VIII (1483-1498), Людовике XII (1498-1515) иФранциске 1(1515-1547) Франция превратилась в монархию с сильной централизованной властью и была исполнена страсти к итальянской культуре. Эту моду почти официально ввел король Франциск I, стремившийся создать ее подобие для собственного утверждения. Богатство и могущество короля нашли воплощение в грандиозной программе развития искусства и архитектуры.

Взяв за образец итальянские ренес-сансные дворы, Франциск I обогатил королевскую библиотеку античными текстами и трудами гуманистов. К его двору съезжались итальянские художники, в том числе Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино и Приматиччо, то есть все, кто так или иначе был связан с флорентийской средой, от которой в особо критический момент политической жизни им пришлось оторваться.

Впрочем, Микеланджело и Тициан отклонили приглашения короля. Франциск I приобрел также множество произведений итальянских художников, в том числе и «Джоконду» Леонардо, и заказал копии со скульптур Микеланджело. Его коллекция скульптур включала бронзовые копии со знаменитых античных статуй, в том числе с Аполлона
Бельведерского и Лаокоона, которые, по его просьбе, привез во Францию Приматиччо.

Интерьер его нового дворца в Фонтенбло, недалеко от Парижа, был декорирован стуком и роскошными панно в соответствии с итальянской модой того времени. Их иконографическая схема, разработанная Приматиччо и Россо Фьорентино, включала исторические, мифологические и христианские образы, предназначенные для прославления власти французского государя; здесь были изображения Франциска I в одеянии римского императора, что красноречиво свидетельствовало о его идее верховенства своей власти.

Приглашение другого итальянца, Себастьяно Серлио (ок. 1540), имело очень важные последствия для истории французской архитектуры. Теория ордеров, разработанная Серлио, уже нашла к тому времени благодатную почву в Венеции (см. главу 29), а теперь была применена в проекте нового королевского дворца, который предстояло возвести на месте средневекового замка Лувр. Классические, наиболее декоративные ордеры, коринфский и смешанный, соединялись и дополнялись роскошным орнаментом — как символ мощи и богатства французских королей. Но несмотря на изобилие деталей в итальянском стиле, вся постройка абсолютно французская.

Так же и французские писатели и художники, хотя и подражали своим итальянским коллегам в возрождении классических образцов, тем не менее создали оригинальную культуру. Такие творения, как статуи кариатид, высеченные Жаном Гужоном для Зала караула в Лувре, были довольно-таки редки в Италии и лишь свидетельствовали о независимости от итальянских влияний.

Тот же Серлио проектировал замки и во «французском» и в «итальянском» вариантах и прекрасно сознавал существование типично французского стиля, производного от классических прототипов и характеризовавшегося более сложными декоративными формами, например крышей с подчеркнутым водостоком. Утверждение национальной самобытности было сформулировано Филибером де Л'Ормом в его трактате об архитектуре (1567), где он установил характерные особенности «французского ордера».