Страница 4 из 6 Ван ЭйкСравнение «Мадонны канцлера Ролена» (1435) Ван Эйка с «Благовещением» Брудерлама свидетельствует о поразительных переменах, которые произошли за каких-нибудь сорок лет. Внимание к деталям, характерное для обоих произведений, углубляется и усиливается, создавая предпосылки для рождения нового жанра — реалистического портрета. Изящным фигурам, изгибам текучих, роскошно декорированных драпировок, вписанных в пространство, столь же тщательно разработанное, сколь и неправдоподобное, теперь предпочитают фигуры объемные, в одеждах с обычными складками, помещенные в реальное пространство. Используя возможности освещения, Ван Эйк создал иллюзию трехмерного пространства и применил новый тип перспективы. Но это был не тот метод, которым пользовались его флорентийские современники. Последние основывались на математических расчетах, но цель ставили ту же — максимальное правдоподобие. Живопись масляными красками позволила Ван Эйку проделывать такие эксперименты с цветом и деталями, которые были невозможны для итальянских художников, работавших в технике темперы: он максимально точно воспроизводил любые оттенки на лицах, переливы меха, фактуру парчи. Прогресс, достигнутый североевропейскими художниками в технике масляной живописи, имел очень важные последствия для дальнейшего развития западноевропейского искусства.
|