История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Европа эпохи кватроченто

Августейшее меценатство во Франции и Англии

Соперничество между английской и француз; ской монархиями периодически взрывалос: столкновениями, вроде, так называемой Сто летней войны (1337—1453), распадавшейся естественно, на отдельные кампании, относительно протяженные и следовавшие одна за другой.

Субсидии из королевской казны, сыгравшие едва ли не главную роль в развитии: позднеготического куртуазного стиля, по причине военных расходов становились все более скудными. В XV в. в странах Северной Европы произведения искусства все чаще заказывали люди, разбогатевшие на торговле. Самая мощная промышленность, текстильная, на которой было основано благосостояние итальянских городов-государств, стала источником процветания и фламандских центров — Ген-та, Брюгге, Брюсселя, Лувена и Антверпена.

Как заказчики, монархи XV в. придерживались традиционной склонности к пышно декорированным зданиям, выстроенным в готическом стиле, который, как и во времена их предшественников, олицетворял превосходство монархии (см. главу 20). Генрих VII (1485—1509) завершил капеллу королевского колледжа в Кембридже веерным сводом, столь же эффектным по своим размерам, сколь и условным по стилю. Жак Кер, канцлер французского короля, стремясь продемонстрировать свою близость к престолу, вложил часть своих немалых средств в строительство уменьшенной версии традиционного королевского дворца.

Герцог Беррийский, сын Иоанна II Французского, следуя примеру отца, коллекционировал рукописи, украшенные великолепными миниатюрами. Так, на роскошных миниатюрах его часослова, под арками, изображающими времена года, представлены различные виды деятельности, такие, как охота, праздники, полевые работы; роскошные наряды придворных и убогие одежды крестьян выписаны художником одинаково тщательно и подробно.

Другой сын короля, герцог Бургундский, образовал собственный двор в Ди-жоне и построил картезианский монастырь Шанмоль, который должен был стать фамильным мавзолеем. Алтарный образ, написанный Брудерламом с характерными изяществом и тщательной проработкой деталей был призван обозначить прямую связь с французской короной.