История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство Китая. 600–1368

Династия Тан

Китай, объединившийся во время правления династии Суй, которая, однако, просуществовала недолго (581—618), только в годы правления династии Тан (618—906) вновь вернулся к стабильности и процветанию. Императоры Тан восстановили прежние границы империи, расширили и застроили новыми административными зданиями и дворцами столицу императоров Суй Чанъань, находившуюся на севере страны.

Была восстановлена административная система, основанная на конфуцианских принципах, когда государством управляли чиновники, избранные путем специальных экзаменов. Могущественный Китай эпохи Тан богател на торговле. В стране относились с терпимостью к чужеземцам, их культуре и религии. В Чанъане мусульмане имели свои мечети. Буддийские монастыри продолжали собирать пожертвования, на которые строились здания, создавались статуи и настенные росписи.

Стремление буддистов иметь копии священных изображений и текстов привело к изобретению печатания, которое сразу же было использовано государством для собственных целей и нужд. В искусствах малых форм развитие новых стилей и орнаментальных мотивов определялось влиянием художественных изделий, попадавших в Китай из Ирана и Ближнего Востока.

Терракотовые статуэтки, найденные в гробнице императоров династии Тан, свидетельствуют о большом разнообразии этнических типов. К этому периоду восходят образцы китайского фарфора, которому предстоит столь блестящее будущее. Наибольшего расцвета китайская культура достигла в годы правления Минь Хуаня (713—756). Он основал Императорскую литературную академию (Хань-Линь), был щедрым меценатом, покровительствовал ученым, поэтам и художникам. Его придворные художники писали в основном сцены из жизни двора и даже портреты лошадей императора.

Профессиональные живописцы, жившие при дворе, работали над пейзажами. Однако интеллектуалам, среди которых упомянем Ван Вэя (699—759), язык поэзии и живописи пригодился для разработки собственных концепций мира. Среди образованных людей распространился обычай обмениваться прощальными стихами. Из различий между этими двумя направлениями возникли две школы — северная (профессиональная) и южная (эрудитов). И хотя вначале различия между ними не были принципиальными, они обозначили начало существенных изменении.

Правление Минь Хуаня закончилось его поражением в битве с мусульманами (751 г.) и последующим мятежом одного из военачальников (755 г.). Жестокая междуусобица вновь потрясла страну. Нестабильность сопровождалась религиозной нетерпимостью, В 845 г. начались гонения на иноверцев. Были закрыты буддийские монастыри, бронзовые изображения Будды изъяты и переплавлены. И хотя буддизм сохранил в Китае известное влияние, он так и не восстановил свои позиции. Династия Тан переживала упадок, и полвека спустя (907 г.) империя вновь распалась.