АБАК — верхняя часть классической капители, предназначенная для соединения колонны с такими элементами архитектуры, как архитрав или арка, которые она поддерживает. АББАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — церковь религиозной общины, управляемая аббатом (см. АББАТСТВО). АББАТСТВО — религиозная община, чаще всего — бенедиктинского ордена, возглавляемая аббатом или аббатисой. Термин относится и к комплексу зданий, где живут монахи. В Средние века аббатство состояло из базилики, баптистерия, галереи, дворика, аббатских покоев, конюшни, монастыря, помещения для гостей, скриптория, трапезной, келий, а также всевозможных служб. АБСИДА — сооружение, полукруглое, многоугольное или многогранное в плане, перекрытое полукуполом и завершающее одну или обе оконечности нефа в античной римской базилике; в ней помещалась трибуна, в которой располагались члены магистрата. В христианской церкви абсидой обыкновенно замыкается пространство пресвитерия: она составляет конечную, за алтарем, часть центрального нефа и вмещает в себя хоры. АГОРЕ — в древнегреческих городах так называлась главная площадь, где происходили народные собрания, велась рыночная торговля, а горожане встречались для того, чтобы обсудить общественные и личные дела. По форме она обыкновенно была прямоугольной и окружена колоннадой; на нее выходили фасадами храмы и наиболее значительные общественные здания. АКАНТ — декоративный элемент архитектуры коринфской капители, имитирующий крупные острорежущие листья с колючками по краям, acanthus mollis, травянистого растения, распространенного в Средиземноморье. АКВАРЕЛЬ — живописная техника, живопись по бумаге или шелку пигментами, смешанными с растительным клеем и растворяемыми в воде непосредственно перед использованием. Живопись акварелью не допускает «подправок» или еорректировок и применения белил для придания цветовой гамме большей яркости; однако чтобы сделать краски прозрачнее, можно загрунтовать белилами бумагу. АКРОПОЛЬ — буквально «верхняя часть города» (греч.). Этим термином принято обозначать группу построек, по большей части храмового назначения, которые возводились в наиболее возвышенном месте античного города. АЛТАРЬ — в языческих культах — курган или сооружение, на котором совершается жертвоприношение и приносятся дары божеству. В христианской церкви — в буквальном смысле приспособление в форме стола, предназначенного для проведения богослужения. АЛЛЕГОРИЯ — способ выразить понятие или идею с помощью фигуративных образов или символов. АМФИТЕАТР — древнеримская постройка театрального типа, овальная либо эллиптическая в плане как следствие соединения двух античных театров. Предназначенный для гладиаторских боев, зрелищ морских сражений и публичных собраний амфитеатр сформировался в виде арены, как центра, окруженной широкими ступенями для зрителей. АНТАБЛЕМЕНТ — горизонтальная конструкция классической архитектуры, опирающаяся на колонну и образованная карнизом, фризом и архитравом. АРКА — архитектурная конструкпия криволинейной формы, прорубленная в стене или установленная на пятах, колоннах или пилястрах. Камни или кирпичи, из которых она сложена, обработаны в форме клиньев. Клин, расположенный на верхней точке и замыкающий всю систему силовых линий, называется замковым камнем. В арке есть внутренняя, вогнутая поверхность, или подпружная арка, и внешняя, выпуклая. Арочный проем обрамлен архивольтом, своего рода орнаментальной рамкой, которая, следуя арке по ее внешней стороне, выделяет рисунок ее дуги. Арка опирается на два импоста. Расстояние между крайними точками арки называется проемом или проломом. По характеру кривизны, типу свода различаются следующие его варианты: полукруглый, сниженный (если проем маленького диаметра), стрельчатый, или киле-видный (если у арочной дуги два центра), лопастный (если арка разделена на доли), мавританский (если арка имеет форму подковы), ползучий (если пяты расположены на разных уровнях). Последний вариант, тпич-ный для готической архитектуры, выполняет функции контрфорса, принимая на себя часть распорных усилий свода. АРКАДА — последовательный ряд одинаковых по архитектурному типу арок или сводов. АРНУВО (Art Nouveau) — стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX — начала XX в. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративные искусства. В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем модерн, в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Вельде, в Австрии — Сецессион, в Германии — Югендштиль. Ар нуво возникло как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего — на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства. АРХИТРАВ (иначе — эпистиль) — горизонтальный архитектурный элемент, опирающийся на арочную пяту, пилястр или колонну. Составляет нижнюю часть антаблемента, в свою очередь лежащую на абаке. |