История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Английское искусство в XIX веке

Портретный жанр

Монументальная героика, типичная для неоклассицизма, господствовавшего в английской живописи в XVIII веке уступила место менее помпезным приемам воплощения власти. Промышленная революция в Англии привела к очень существенным изменениям в технологии производства и в социальных отношениях, что было документально засвидетельствовано в живописи, вроде знаменитого произведения Дж. М. Уильяма Тернера «Дождь, пар и скорость» (1844), изображающего локомотив, мчащийся в облаке пара, или в живых и непосредственных сценках из буржуазной жизни викторианской эпохи Уильяма Паула Фрита (1819—1909), происходящих на скачках или на железнодорожной станции.

Впечатляющий рост богатств английских буржуа в Англии XIX в. привел к изменениям в принципах портретной живописи. На смену парадным образам пришли изображения более непосредственные и менее условные. Например, изображается со спины леди Эбердин, председательствующая на званом ужине, в котором принимают участие такие известные политические деятели, как Гладстон и лорд Роузбери, а также другие гости. Многие неофициальные портреты королевы Виктории и принца Альберта с детьми свидетельствуют не только о преемственности монархической власти, но и о том, что королевская чета также привержена таким типично буржуазным ценностям, как идеал семейной жизни. Викторианская Англия была насквозь пропитана сенды.

В XIX в. пейзажная живопись получила новый импульс к развитию. Несколько лет наполеоновские войны препятствовали путешествиям на континент, и внимание, которое английские художники уделяли в своих пейзажах окружающей среде, отразило возросшее ощущение национального самосознания и изоляции от остальной Европы. Констебл и другие художники отступают от традиционно идеализированного пейзажа в классическом духе и пишут с натуры, передавая игру света на воде, в листьях деревьев, на полях. В своих теоретических работах Констебл утверждает, что небо и облака — главные элементы пейзажа.

Представляя в картинах и акварелях свой родной Саффолк, его горный берег и поля в окрестностях Солсбери, Констебл выразил глубокое восхищение гармонией и красотой природы, в которой непременно присутствуют следы человеческой деятельности: кареты, крестьянские дома, соборы. Эти личные переживания и ощущения, столь характерные для романтической тенденции в целом, другие художники передают с куда большим драматизмом. И наиболее выразительный пример здесь — творчество Уильяма Блейка. В юности он начал заниматься не только живописью, но и литературой, затем учился рисунку, гравированию.

В 1780 г. ушел из Королевской Академии, не приняв традиционной системы обучения. Иллюстрируя собственные книги, Блейк разрабатывал новую технику изготовления гравюр и репродукционной графики (деревянная гравюра на меди, или оригинальный стереотип). И в своих стихах и в живописи Уильям Блейк отказывается от рационалистических, упорядоченных принципов неоклассицизма в пользу мистики и созерцательности для передачи высшего, духовного, христианского смысла, вне каких-либо внешних правил. Другие английские художники восходили на горные массивы Шотландии и Уэлса в поисках наиболее эффектных видов.

В пейзажах Дж. М. Уильяма Тернера человек бессилен перед неистовством природы. Однажды Тернер даже приказал привязать себя к корабельной мачте, чтобы испытать на самом себе силу шторма. Критики приходили в ужас от технической неотделанности картин Тернера, стремившегося к мгновенному синтезу световых и цветовых эффектов; это, однако, оказалось необходимым для последующих поисков новых экспрессивных возможностей живописи.