История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Английское искусство в XIX веке

Битва стилей

Возрождение в XVIII в. интереса к культуре классической античности открывало перед художниками и заказчиками широкие возможности для выбора — от суровой внушительности дорического ордера до помпезной роскоши римского смешанного. Выбор определялся не только эстетическими предпочтениями, но и приемлемостью критериев, которые тот или иной стиль отражал. Так, фасад Британского музея в форме ионического храма свидетельствовал о той роли, которую сыграла греческая цивилизация в развитии западной культуры.

Возросший интерес к средневековой культуре, охвативший всю Европу, приобретает в Англии особое значение. Так, архитектор Огастес Пьюджин и критик Джон Р±скин утверждали необходимость возвращения к готическому искусству, в котором видели воплощение собственных религиозно-этических идеалов. Впоследствии выбор возможных вариантов стиля расширился еще больше. Этот вопрос приобрел особое значение после того, как пожар разрушил старинную резиденцию Парламента (1834).

Еще до опубликования условий конкурса по его реконструкции выбор стиля новой резиденции был доверен Комитету экспертов. Высказавшись в пользу двух типично британских вариантов в стиле поздней готики — стиль Тюдор и так называемый «перпендикулярный» стиль, — комитет тем самым выразил требование вернуться к национальньш традициям. Англия стала одной из немногих европейских стран, которая отказалась от неоклассицистского стиля для воплощения образа национального государства. Победил проект Пьюджина и Чарлза Барри, причем характерной особенностью здания было отсутствие грандиозного парадного входа.

С точки зрения конструкции, выдержан ной в соответствии с принципами рациональности, соразмерности и практичности, здание имеет мало общего со средневековой архитектурой. Задача передать зрителю нравственное, религиозное, национальное значение здания было заложено в сложном декоративном оформлении готического типа, созданном Пьюджином. Около 1850 г. его орнаментальные мотивы включали в себя самые разные исторические стили.

По всей стране здания ратуш, университетов, церквей, банков, гостиниц и просто жилые дома, монументы наглядно отражали процветание нации. При этом использовалось огромное разнообразие архитектурных стилей и нарочито эклектичные их комбинации. В английских колониях, особенно в Индии, европейский архитектурный стиль наглядно воплощал британское господство. В отличие от радикальных новшеств в других областях, обусловленных промышленной революцией, архитектурные символы государственной власти продолжали оставаться традиционными.