История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Английское искусство в XIX веке

Регентство

Назначение принца Уэльского регентом (1811) вместо короля Георга III, страдавшего умственным расстройством, отчетливо отразилось на облике английской столицы. Дабы сделать собственную власть наглядной, регент предпринял реконструкцию центра Лондона (1752—1835), поручив разработку проекта Джону Нэшу, своему придворному архитектору (1812—1827), который создал элегантный квартал резиденций, Реджентс-парк. Монументальные и одновременно изысканные архитектурные сооружения Нэша, выдержанные в классическом стиле, придали Лондону
периода регентства характерный облик.

Парк был связан широким проспектом — Реджентс-стритс Карлтон-хаус, центром общественной жизни Лондона. Приняв те же градостроительные принципы, какие в прошлом веке были с успехом использованы в курортном городе Бате (см. главу 42), Нэш сочетает прямые и изогнутые линии улиц, возводит целые компжексы в форме амфитеатра, а также прокладывает широкие парадные проспекты, создающие разнообразные зрительные и сценографические эффекты. После падения Наполеона (1815) и восхождения на трон регента под именем короля Георга IV (1820—1830) перестройка центра Лондона све-
лась к двум главным направлениям. В восточной части Лондона Нэш реконструировал Бекингем-хаус, превратив его в королевский дворец нового государя и открыв большой парадный проспект Мэл, который завершался огромной площадью, названной Трафалгар-скуэр, в честь победы Англии в морском сражении при Трафалгаре (1805). В центре площади была установлена мемориальная колонна в честь Нелсона.

Позднее образ империи был воплощен в двух зданиях: одно из них предназначалось для Национальной галереи, другое — для колониальной администрации. Веллингтон, еще один герой войны с Наполеоном, получил в дар от благодарной нации Эпсли-хаус, фасад которого был реконструирован в палладианском стиле, ставшем в Англии XVIII в. символом аристократизма. Английское правительство даже откупило у Франции статую Наполеона — классическую обнаженную фигуру,— выполненную Кановой по заказу самого императора. Этот необычный жест свидетельствует не только о пропагандистской силе искусства, но и о значении, какое придавалось победе Веллингтона. Победа над Наполеоном была отмечена многочисленными оригинальными заказами, прежде всего портретов Нелсона и Веллингтона, а также исторических картин, прославлявших военные победы Англии на море и на суше и написанных в несколько помпезном, театральном стиле.