История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Рим. 1503–1513

Микеланджело и плафон Сикстинской капеллы

Изначально свод был декорирован золотыми звездами по глубокому синему фону, представляя идеальный образ неба. Юлий II задумал эту тему развить сценами Сотворения мира и изображениями пророков и сивилл, предсказавших пришествие Христа. Таким образом, росписи потолка и стен оказались объединенными общей темой — верховенством папы. Сюжет сотворения Адама Мике-ланджело истолковывает в противовес традициям, выбрав драматичный момент, предшествующий тому, когда Господь влил жизнь в безжизненного Адама. Тот же драматизм находим и в «Потопе», где стихия карает грешное человечество. А чтобы напомнить нам о покровителе проекта, сквозным мотивом в росписях свода служит изображение дуба, эмблемы семьи Ровере: таковы, например, желуди, рассыпанные около Адама.
Стаи ны Ватикана
Следуя примеру своих предшественников, Юлий II приказал «ex novo» декорировать личные апартаменты папского дворца. Его библиотека, впоследствии ставшая папским трибуналом и обретшая нынешнее название — Станца делла Сеньятура, была расписана четырьмя фресками Рафаэля, на которых представлены четыре сферы познания — Теология, Философия, Поэзия и Юриспруденция, согласно принятой в ту пору библиографической классифжации. Принципиальное новшество фресок заключается в том, что кроме традиционных персонификаций этих четырех
дисциплин, изображенных на своде, в каждой из настенных росписей запечатлены вместе основные авторитеты той или иной дисциплины; они заняты оживленной дискуссией, что придает всей группе единство и в то же время символизирует ренессансный идеал интеллектуальной свободы. В центре «Афинской школы», представляющей Философию,—
Аристотель и Платон, каждый указывает на источник своего вдохновения: для Платона —
это идеальный мир, для Аристотеля — эмпирическая реальность. На той же фреске, слева, мы видим Пифагора, который что-то пишет в книге, тогда как перед ним держат грифельную доску; справа Евклид приводит свои до казательства с помощью циркуля. Аналогичную схему находим в «Диспуте». Здесь в центре композиции — гостия, установленная на алтаре; она служит отправной точкой для диалога, разворачивающегося и в небесной сфере и на земле. На небе Христос, Мария и Иоанн Креститель, сидящие над фигурами персонажей апостолов, а на земле смертные обсуждают тему Евхаристии. Папа справа, с книгой у ног,— Сикст IV, дядя Юлия II, автор трактата на обсуждаемую тему. Оживленная сцена слева представляет момент дискуссии. Как и в Сикстинской капелле, здесь также различим автограф Юлия II: его имя дважды написано на алтаре. Идеал интеллектуальной
свободы, воплощенный в этих фресках, имел важные последствия для Реформации, когда тема таинства причастия стала предметом бурных внутрицерковных диспутов, приведших к расколу Европы.
Рафаэль и папский двор
Благодаря заказам, полученным от Юлия И, Рафаэль стал одной из наиболее значительных фигур в римском художественном мире. Возможно, именно Браманте- по-видимому, его дальний родственник — обратил на него внимание папы. Среди произведений, созданных Рафаэлем в первые годы творчества, когда он
работал в Перудже и во Флоренции, упоминания заслуживает «Мадонна со щегленком», написанная по заказу флорентийского Лоренцо Нази. Очевидные изменения, которые произошли в его творчестве в римский период по сравнению с произведениями предыдущего, флорентийского периода, принято приписывать влиянию Микеланджело, и в частности, росписям Сикстинского свода. Но энергия, с которой написаны более поздние картины Рафаэля, отражает в то же время атмосферу оптимизма и силы — духовной и земной,— характерную для Рима XVI в. Сид-жисмондо деи Конти, весьма значительная фигура при папском дворе, личный советник Юлия II, заказал «Мадонну ди Фолиньо» для большого алтаря церкви Сайта Мария ин Ара-коэли. На этой картине сам заказчик появляется перед Богоматерью в позе просителя вместе со св. Иеронимом, св. Франциском и Иоанном Крестителем. Кардинал Томмазо Ингирами, который консультировал Рафаэля, когда художник расписывал библиотеку Юлия II, предпочел быть изображенным за обычным делом (он намеревается что-то записать), и лишь его взгляд свидетельствует о благочестии. Бальдассаре Кастильоне, посланник города Урбино при папском дворе, автор «Придворного», где точнее всего сформулирован идеал светской жизни той эпохи, в портрете
27   Рафаэль. Галатея. Рим, Вилла Фарнезина. Фреска. Ок. 1511. Фреска Рафаэля, написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия, представляет нимфу Галатею в ладье в форме раковины, окруженную мифическими морскими существами. Летающие амуры — указание на историю, рассказанную Овидием: циклоп Полифем, влюбленный в Галатею, но отвергнутый ею ради пастуха Акида, в припадке ревности убивает соперника, которого нимфа превращает в реку. Эта фреска, написанная на стене в центре лоджии, выходящей на Тибр (она была упомянута в 1511 г. в поэме Эджидио Галло), предстает перед зрителем как центральный эпизод легенды. На стене слева — фреска Себастьяне дель Пьомбо с изображением циклопа Полифема, а на стене справа — изображение открытого моря, куда Галатея направляет своих дельфинов, скрываясь от Полифема.
Рафаэля смотрит прямо в глаза зрителю; это сложный образ богатого и удачливого придворного.
Вилла Фарнезина
Те, кто располагали достаточными средствами, предпочитали заказывать архитектурные проекты. Палаццо Каприни, построенный Браманте, на протяжении нескольких веков служил идеальным образцом для городских дворцов. Из наиболее характерных его элементов упомянем классические ордеры, цокольный этаж,облицованный рустом, окна с
фронтонами и баллюстрадой. Среди придворных Юлия II особенно богатым считался си-енец Агостино Киджи, который исполнял при папе обязанности банкира. Он построил себе villa suburbana в ее классическом понимании, то есть загородную виллу, где античные авторы любили уединяться для отдыха. Вилла Киджи на берегу Тибра (ныне вилла Фарнезина) была построена архитектором Перуцци с лоджией, открытой в сад, и расписана фресками Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. Ложные архитектурные элементы верхнего этажа создавали иллюзию villa suburbana с видом на современный Рим, открывающийся между ложных колонн, в которых имитировалось использование различных пород мрамора. Вилла была местом отдыха, и использовать дорогие материалы для тонкой отделки означало бы здесь похвальбу богатством. И если для строительства капеллы в церкви Санта Мария дель Пополо Агостино Киджи использовал настоящий мрамор, то не для того, чтобы кого-то поразить, а потому, что этой капелле предстояло стать воплощением той общественной значимости, коей он сумел добиться. После Юлия II папский престол занял Лев X, который довел до конца многие из замыслов своего предшественника; однако новый папа не проявил ни энергии, ни широты взглядов,
необходимых в тех обстоятельствах, чтобы утвердить светский авторитет Рима на европейской арене. Ситуация изменилась, и безумная роскошь папского двора, не сдерживаемая более Юлием II, полагавшим папство самостоятельным институтом, стала одной из вероятных причин неизбежного упадка, который полнее всего выразился в разграблении Рима.