История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Т

ТАБУЛАРИЙ — публичный архив. Наиболее известен тот, что возведен на римском Капитолии Лутацием Катулом в 78 г. до н.э. для хранения документов (tabulae) империи; этот архив соединялся с Форумом широкой лестницей.

ТЕАТР — в Древней Греции открытая постройка, где представлялись произведения великих авторов трагедий и комедиографов. Первоначально театр был культовым сооружением: представления тесно увязывались с ритуальными церемониями в честь Диониса. Круглая площадка, на которой работали актеры и где первое время возвышался жертвенник этому богу, назывался орхестрой. Вокруг нее поднимались ступени (выстроенные полукругом и опирающиеся обычно на естественный откос), где располагались зрители. Перед ступенями находилась сцена, к которой позднее пристроили колоннаду.

ТЕРРАКОТА — в узком смысле слова один из видов керамических изделий, к которому принадлежат обожженный кирпич и обожженная глина (строительная), изготавливающиеся при температуре (соответственно) 1500°С и 1000°С. В широком смысле термин означает вид изделий из керамики с пористым черепком, с цветом иди без него и, как правило, без облицовки. Особую разновидность терракоты, покрытой лаком (на свинцовой основе), называют стекловидной, или глазурью. Иногда «терракота» употребляется как синоним «керамики». Если в обычных условиях керамические изделия, изготовленные вручную или механически, обжигаются в специально оборудованных печах, то у коренных народностей Африки, Океании и Южной Америки обжиг керамических изделий производился на открытом воздухе: предметы складывались в одну кучу, сверху их закрывали валежником, который поджигали; естественно, это не позволяло ни достичь нужной температуры, ни управлять процессом обжига. В Азии, напротив, еще и сейчас в ходу особые печи, длинные и построенные в наклон, где терракотовые изделия можно располагать на разных температурных уровнях; в Японии и Китае с очень давних времен использовались печи вертикальной конструкции, позволяющие тщательно контролировать и эффективно регулировать степень жара, необходимого для обжига различных видов керамики.

ТЕССЕРЫ — маленькие камешки или кусочки камня либо стекловидной массы, из которых составляется мозаика. Синоним — тас-селле, клинышек.

ТИМПАН — архитектурное поле треугольной формы, гладкое или заполненное скульптурой; расположено между антаблементом и скатными линиями фронтона.

ТРАНСЕПТ — поперечный неф в зданиях церквей, в плане являющих собой латинский крест.

ТОНДО — живописная картина или барельефное изображение круглой формы, излюбленная форма художников Возрождения.

ТРИГЛИФ — плита с тремя вертикальными бороздками, располагающаяся между двумя метопами на фризах дорических храмов.

ТРИФОРИЙ — галерея на боковых нефах, которые в романских и готических соборах открывались на центральный неф посредством трифоров, то есть окон с тремя проемами, отделенными один от другого тонкими пилястрами или колоннами.

ТРОМПЛЕЙ — (trompe-l'oeil), букв, «обман зрения» (франц). Живописный жанр, отличающийся предельной натуральностью, иллюзионистической убедительностью изображения, что достигается с помощью искусных перспективных, композиционных и живописных приемов; в итоге зрителю представляются образы и пространства, до удивительного конкретные.