История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

С

САКРИСТИЯ — помещение, примыкающее к церкви, в котором в особых шкафах хранятся священные облачения и утварь, нередко с резьбой и инкрустацией.

САРДОНИКС — букв, «оникс из Сард» (город в Лидии). Эта особая разновидность агата с чередованием белой и коричневой зон использовалась для гемм.

САРКОФАГ — гробница древности, каменная или мраморная, но всегда особой значимости. Термин происходит от греческого sarko-phagos, букв. — пожиратель мяса: так называлась восточная разновидность известняка, который якобы быстро поглощал трупы.

СВИТОК — так назывались старинные манускрипты, представлявшие собой полосу папируса, наматывавшуюся на деревянный или костяной цилиндрик. Этим же термином обозначают средневековые документальные свидетельства, написанные на аналогично намотанной бумаге: таковы, например, «литургические свитки» из средневековой Италии X- XIV в. с текстами молитв, перемежающимися миниатюрами.

СВОД — криволинейное перекрытие здания, образуемое каменными арками, которые опираются на импост и взаимно поддерживаются по периметру. В зависимости от характеристик своды принимают и разные названия: полукруглый свод — он образован полукруглыми арками, расположенными по полуокружности; бочарный свод — в разрезе представляет собой полцилиндра; крестовый свод — образуется из двух бочарных, пересекающихся под прямым углом; готический крестовый свод — складывается из двух несущих арок, или ребер, которые всю тяжесть свода распределяют по четырем пилястрам на углах пространства.

СВОД НА КОНСОЛИ (другое название — ложный свод у народов майя) — архитектурная конструкция перекрытия между двумя параллельными стенами; каменные ряды кладки следуют уступами один над другим, как бы образуя арку, напоминающую стрельчатую.

СИМВОЛИЗМ — художественное направление, возникшее сначала во французской литературе в 1885 г. В живописи характеризовалось склонностью художников к экзотике и к преимущественно декоративному цвету.

СКАРИФИКАЦИЯ — орнаментальная татуировка с помощью надрезов, распространенная у некоторых народностей Африки и Океании. Кожа глубоко надрезается, и раны наполняются веществом, замедляющим заживление и увеличивающим плотность застывающей крови.

СКРИБА — в античные времена так назывался писец, в обязанности которого входили регистрация, переводы и переписывание актов и документов. Синоним писаря.

СКРИПТОРИИ — в Средние века так называлось помещение или целла монастыря, предназначенная для переписывания старинных текстов и находящаяся в ведении аббатства. Впрочем, скриптории существовали и при некоторых капитулах, соборах и епископских школах.

СОБОР — церковь, службу в которой проводит епископ. Собор (Cattedrale) происходит от кафедры (cattedra), пышно украшенного деревянного, мраморного или из слоновой кости кресла, предназначенного для епископа, который ведет литургию и обычно размещается в хорах.

СТВОРКА — одна из двух боковых досок (называющихся еще дверцами), которыми закрывается и предохраняется алтарная картина.

СТЕЛА — памятная плита или полуколонна из камня с высеченными фигурами и надписями, возведенная в священном или хоть в чем- либо примечательном месте, чаще всего поставленная на гробницу. Была распространена еще в Древней Греции, встречалась у этрусков и в Риме, а затем достигла нового апогея в неоклассическую эпоху.

СТЕННЫЕ РОСПИСИ — живопись, выполненная на поверхности стен здания.

СТИЛОБАТ — массивная плита, на которую опираются колонны в классическом храме.

СТУК — лепной, медленно затвердевающий материал, состоящий из извести, обожженно-го гипса, пуццоланов, глины и мраморной пудры; применяется прежде всего в интерьере для отделки декоративными рельефами потолков и архитектурных деталей. Может окрашиваться и покрываться «золотой фольгой».

СТУПА — первоначально простой могильный холм, который насыпался над останками какого-нибудь индийского махараджи, но затем ступа превратилась в типичный буддийский культовый монумент: круглый в плане, он пышно декорировался,а нередко буквально целиком покрывался барельефами и статуями. Обычно его окружала балюстрада (так называемая велика), в которой в трех или четырех местах были устроены монументальные порталы (так называемая торана), ориентированные на все стороны света. В ступе хранились останки Будды или пепел буддийских религиозных владык.

СФУМАТО — этим термином обозначают живописную технику, родственную кьяроскуро и основанную на тончайших градациях света и тени; главным образом она была присуща произведениям Леонардо да Винчи и его учеников.