История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Р

РАКУРС — прием, состоящий в перспективном искажении или сокращении предмета или тела, расположенного под углом к плоскости изображения, с тем чтобы добиться эффекта трехмерности.

РАСТРУБ — овальное расширяющееся отверстие в стенной толще, проделанное вокруг портала или окна, с тем чтобы регулировать освещенность. Типичный для романского и готического стилей, раструб мог расширяться и снаружи внутрь и изнутри наружу (в этом случае он назывался «сводчатым окном») и часто декорировался.

РЕБРО — изогнутый выступ, поддерживающий свод либо поперек его, либо в средокрес-тии двух сводов; во втором случае ребра разделяют свод, получивший название крестового, на доли, называемые парусами. В готической архитектуре ребра использовались прежде всего в декоративных целях.

РЕЗЬБА — в архитектуре и прикладном искусстве любой фигурный элемент, каким бы длинным, узким или лентообразным он ни был, как бы ни выступал он над общей поверхностью, какой бы эта поверхность ни была плоской или кривой. Будучи по своей сути декоративной, резьба применяется в работе с самыми разными материалами, да и создана она с тем, чтобы придать своеобразие любому архитектурному элементу.

РЕЛЬЕФ — скульптурная техника высечения или резьбы на плоскости в усиленной (горельеф) и в ослабленной (барельеф) манере обработки поверхности. Плоский рельеф означает еле заметное воздействие на поверхность, что придает ей видимость пространственной глубины, соответствующей искусно воссозданной перспективе. Этот тип рельефа применялся главным образом в эпоху Возрождения.

РЕЛЬЕФ ПЛОСКИЙ — этим термином художники Возрождения обозначали определенную разновидность рельефа, который едва выступает над поверхностью, производя, однако, впечатление поразительной глубины; этот эффект постепенного выравнивания поверхности достигается искусно выстроенной перспективой.

РИМСКАЯ ЖИВОПИСЬ — свидетельства о живописи в античном Риме дошли до нас в основном в виде стенных росписей из Помпеи и Геркуланума; их условно разделили на четыре стиля, документированных до 79 г.н.э., то есть до даты гибели городов.

Первый стиль (200 — 80 — 30 гг.до н.э.) имитирует мраморные цоколи и лепные горизонтальные стуковые полосы.

Второй стиль (90 — 80 — конец I в. до н.э.) -архитектурная живопись, имитирующая архитектурные и пейзажные ведуты, то есть римская интерпретация эллинистического искусства.

Третий стиль (конец I в. до н.э. — ок. середины I в. н.э.) — орнаментальная живопись с типичной для нее яркой полихромностью и изысканной отделкой деталей.

Четвертый стиль (35 — 45 — последние десятилетия I в.н.э.) — фантастическая живопись, развитие предыдущего стиля, свободное включение фантастических мотивов и перспективных искажений; частое изображение обнаженных фигур и эротических сюжетов.

РОЗОН — круглое широкое окно раструбом и с переплетом в виде расходящихся лучей, прорубавшееся (преимущественно с декоративными целями) над порталом церковного фасада, а иногда по концам трансепта, Типично для романских и готических соборов; если же в оформлении его использованы маленькие колонки, расположенные радиально, то розон называется и кругом.

РОКОКО — архитектурный и декоративный стиль, возникший во Франции в XVII в. и в шутку названный так за чрезмерное увлечение рокайлями (то есть искусственными гротами с ракушечной облицовкой, садовыми павильонами, фонтанами, сооруженными из причудливо обработанного и сложенного камня). Этот стиль господствовал в Европе с 1715 по 1760 г. и оказал влияние не столько на архитектуру официальных и религиозных зданий, остававшуюся еще в русле классических схем позднего барокко, сколько на архитектуру построек, «услаждающих» аристократию, то есть на «багатели», «сансуси», «эрмитажи».

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль, распространенный в Европе с XI в. и названный так (по аналогии с одновременно развивающимися романскими языками) из наивного желания связать всех одной-един-ственной формой — римской культурой и искусством.

РУСТИКА — облицовка наружных стен здания рустом, то есть камнями с одинаковой для всей стены неровной поверхностью. Рустика может быть и гладкой (при некоторой рельефности руста), и бугристой, если руст обработан грубо и имеет сильный рельеф, и алмазной, если русту придана пирамидальная форма.