История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

П

ПАЛИТРА — основной инструмент любого живописца, на котором он раскладывает и смешивает краски и масло, темперу и акварель. Это или простая деревянная дощечка, или пластина из глазурованного металла, или фарфоровая дощечка с отверстием для большого пальца; во время работы ее держат на предплечье. В широком смысле — цветовая гамма, характерная именно для данного живописца.

ПАННО — плоская часть архитектурной поверхности, обычно заключенная в обрамление, выполняющая либо конструктивную, либо, что чаще, декоративную функцию — в этом случае она заполняется живописным или скульптурным изображением. Термином этим обозначается также каждая из створок полиптиха.

ПАНТЕОН — если первоначально это был храм всех богов, то впоследствии под тем же названием стали понимать священную постройку монументального характера, возведенную в память о выдающихся людях. Термин напоминает также о том, насколько сложна религиозная система многобожия.

ПАРУС — архитектурный элемент в форме сферического треугольника, который служит для углового перехода из квадратного (или многоугольного) в плане пространства здания в сферическое подкупольное пространство. Термин может также означать поверхность стены между двумя соседними арками.

ПЕРИСТИЛЬ — внутренний дворик здания, окруженный колоннадой, в которую выходят самые разные помещения. Образцы перистиля обнаруживаются и в египетском храме, и в жилых домах Греции и Рима.

ПЕРСПЕКТИВА — раздел геометрии, описывающий в заданной системе координат объемные тела на плоскости. В сфере искусства этим термином пользуются чаще всего, когда надо определить способ, каким тот или иной художник в конкретный исторический период передает свое видение пространства в разных эпохах и культурах.

ПИ — китайское слово, обозначающее нефритовый диск (любого размера) с позолоченной середкой — символ неба и, возможно, императорской власти.

ПИЛЯСТР — несущий архитектурный элемент, как правило, четырехугольный в сечении, но встречается и с многоугольным и смешанным основанием; выполняет те же функции, что и колонна, может быть и гладким и декорированным, иметь основание и капитель и не иметь их, может стоять отдельно, образовывать угол и вписываться в стену. Особый тип готического пилястра — полистиль, который состоит из колонн и лезен, предельно сближенных, перемешанных и слитых в единое целое. Впрочем, встречается и обособленный пилястр, установленный по центру входной двери в готический собор.

ПИРАМИДА — архитектурное сооружение, типичное для Древнего Египта и доколумбо-вой Мексики; в отличие от египетских, мезо-американские пирамиды разделены многочисленными террасами и имеют усеченную верхушку, где обычно на небольшой площадке возвышается храм. От египетской мезоаме-риканская пирамида отличается еще и преимущественно культовым назначением и только изредка служит местом погребения (это исключение — Храм надписей в Паленке, заключающий в себе саркофаг вождя Пакаля).

ПЛАН — графическое изображение здания, его части или отдельного архитектурного элемента в горизонтальной проекции, выполненное в заданном масштабе. План в форме греческого креста имеет вид четырехконечного креста с рукавами равной длины; на плане в форме латинского креста поперечный рукав значительно короче продольного. Лучевой план типичен для романских церквей, для него характерен целый ряд маленьких абсид, расположенных вдоль стены главной абсиды, откуда в них можно попасть через коридор, деамбулаторий.

ПЛАНИМЕТРИЯ — в техническом смысле термин синонимичен плану и обычно применяется по отношению к комплексу зданий.

ПЛАСТИКА — художественное выражение объемности в произведении изобразительного искусства.

ПОЛИС — особый тип города- государства, сформировавшийся в Греции классической эпохи.

ПОЛИХРОМНОСТЬ — многоцветность; в качестве декоративного эффекта часто радует глаз.

ПОРТАЛ — монументальный вход в гражданские здания и в соборы, украшенный рельефами и выполненный как настоящая архитектурная композиция в виде обрамления входных дверей.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — художественное течение во Франции, существовавшее целое десятилетие — с 1880 по 1890 г. Более конкретно этим термином обозначается творчество группы художников (Сезанна, Сера, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека), которые, пройдя через импрессионистский этап, разошлись по разным направлениям и предпочли выйти за живописные пределы, установленные Мане, Дега, Ренуаром и Моне.

ПРОПИЛЕИ — монументальный вход в афинский акрополь с западной стороны; в широком смысле вестибюль, вход со многими дверями на священную территорию или в ансамбль культовых зданий.

ПСАЛТЫРЬ — библейская книга псалмов; представляет собой собрание 150 песен (псалмов), распределенных по дням недели, согласно распорядку, установленному Святым престолом.

ПУАНТИЛИЗМ — от французского глагола pointiller (нанести пунктир, отметить и усеять точками). Живописная техника состоит из мелких мазочков в виде отдельных точек чистого цвета. В Италии эта техника известна как дивизионизм.