История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

О

ОБЕЛИСК — отдельно стоящий, сильно вытянутый монолитный пилястр в форме усеченной пирамиды с нередко сохранившимися иероглифическими надписями. Обелиск возник на Востоке и стал характерным признаком египетского государства, где либо по мемориальным, либо по декоративным соображениям располагался на квадратном основании.

ОБЛИЦОВКА — отделка ровной поверхности материалами различного цвета и происхождения.

ОБРАЗ (алтарный, когда он называется иконой, то вставляется в архитектурную раму) — прямоугольная доска, иногда остроконечная, помещаемая, как правило, над алтарным престолом. Выполненный на религиозный сюжет алтарный образ обычно пишется красками, но может быть создан и в других материалах, например в металле (чеканка или облицовка смальтой) или чаще в резном дереве или в мраморе с барельефом.

ОБСИДИАН — горная порода, вулканическое стекло, очень напоминающее смальту.

OPUS ALEXANDRINUM — настил пола разноцветными плитками из тонкого мрамора путем их подгонки по заранее определенному рисунку.

ОРДЕР (архитектурный) — архитектурная система, основанная на строгом следовании правилам сочетания формы и пропорций колонны в греческом и римском искусстве. В рамках того или иного ордера художник иногда мог действовать с абсолютной творческой свободой. Основные категории, по которым определялся ордер, выбранный для здания, это — колонна (особенно ее капитель) и антаблемент. Греческие ордеры разделяются на дорический, ионический, коринфский, к которым добавляются два римских — тосканский (первоначально — этрусский) и композитный. В период Возрождения и в эпоху барокко авторы трактатов выделяли также ордеры — гигантский (или колоссальный, который охватывал весь фасад здания), русти-ческий и фигурный.

ОТЛИВКА — одна из операций по восстановлению бронзовых статуй на основе гипсовой модели. По системе «красный воск» (а сега persa) воссоздается как бы «негатив» в виде восковой модели, куда в качестве «сердечника» помещается огнеупорный материал. Затем восковая модель покрывается другим огнеупорным материалом, воск на жару плавится и удаляется через специальные отверстия, проделанные в наружном покрытии, так называемой мантии. Чтобы придать стенкам мантии большую прочность, ее полностью засыпают землей; в итоге получается бронзовая отливка. По системе «с песком» («со скобой») гипсовую модель обкладывают огнеупорной глиной и песком, все это покрывают металлом (матрицей) со скобами, затем разрушают гипсовую модель и вместо нее внутрь помещают огнеупорный сердечник. В итоге возникает бронзовая отливка.

ОФОРТ — техника гравирования на металле, когда на медную или цинковую пластинку наносится жирный кислотоупорный лак; рисунок процарапывается в этом лаковом покрытии металлическим штифтом. Обработанная таким образом пластина погружается в обтравливающий раствор (азотной кислоты), который делает рисунок на металле рельефным. После удаления лака на пластину наносится краска и ее прочищают металлическим резцом, чтобы краска легла только в прорезанные бороздки. Затем следует процесс печати: на металлографическом станке рисунок переносится на бумагу, предварительно увлажненную и прижатую к пластине.