История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

К

КАМЕЯ — изображение на камне или многослойном самоцвете, достигаемое рельефной обработкой более светлого слоя при сохранении темного слоя в качестве фона (или наоборот).

КАПЕЛЛА — небольшое религиозное сооружение, посвященное кому- либо из святых, иногда возведенное для погребения; строилась либо сама по себе, либо как часть более сложного архитектурного комплекса (дворца, замка, кладбища, церкви). В готических церквах многочисленные капеллы выходили в деамбулаторий и назывались «лучевыми» капеллами.

КАПИТЕЛЬ — завершающая верхняя часть колонны. Классическая капитель сформировалась согласно архитектурным ордерам: дорического, образованного тремя армиллами (круглыми опоясывающими валиками), эхином и абаком; ионического, состоящего из астрагала (декоративный элемент), эхина, декорированного овулями (орнаментальные мотивы в форме яйца), волюты в виде спирали и абака; коринфского, образуемого шейкой колонны, калато (элемент в форме корзины), декорированным стилизованными листьями, и абаком. Капители древних цивилизации Востока, византийских, римских, готических сооружений часто представляют собой упрощенные варианты классической типологии (например, римская «капитель с основой»), зависящие от развития декоративных и сюжетных изобразительных мотивов, иногда с элементами стилизованной растительности.

КАПИТУЛ — коллегия членов религиозной конгрегации. В более широком смысле — зал собора или монастыря, где, собственно, происходят собрания конгрегации (каноников или монахов). При монастырях двери или окна капитула открыты для всей братии.

КАПЛЯ
(другое название «подвесок») — декоративный мотив дорического антаблемента, расположенный под триглифом: маленький усеченный конус, расширяющийся к низу.

КАРИАТИДЫ — скульптурные изображения женских фигур, служащие опорами для консолей, архитравов и проч.

КАРНИЗв архитектуре завершение крыши или окаемка любого архитектурного элемента (двери, окна и проч.), выполненная непосредственно на стене в виде резьбы. В классическом искусстве составлял самую верхнюю часть антаблемента. В живописном или скульптурном произведении карниз преобразуется в раму, рисованную или изготовленную, заключающую в себя изображение.

КАРТОН — подготовительный рисунок, выполненный на плотной бумаге и служащий живописцу основой для переноса на стену, на доску, на стекло. У него те же размеры, что и у законченной картины, и чтобы облегчить перенос, картон разлиновывают в клетку. Картон стали называть порошковым, когда в проколотые по контурам рисунка отверстия насыпалась угольная пыль, которая на поверхности лежащей под картоном основы для будущей картины оставляла следы.

КАТАКОМБЫ — раннехристианское подземное кладбище, образованное плотной сетью ambulacri (галерей), где на равных уровнях располагались погребальные ниши и широкие cubicola (усыпальницы), содержащие прах мучеников. В cubicola через цилиндрические отверстия проникал свет из расположенного над ними поселения.

КАФЕДРА (другое название — амвон) — трибуна на отдельном возвышении, с которой в христианской церкви перед верующими произносятся проповеди.

КВАДРАТУРА
— декоративный фон в росписях XVII и XVIIIbb. на сводах и куполах, стенах и потолках, что создавало эффект настоящей архитектурной перспективы. Живописцы, специализировавшиеся на этих особых, декоративных фресках, назывались «квад-ратуристами».

КЕРАМИКА — термин, восходящий к греческому keramos (глина), обозначает любое изделие из глины, замешанной с различными добавками, моделированной вручную или механически, подвергнутой обжигу при высоких температурах и, как правило, украшенной или покрытой эмалью или лаком.

КЕССОНЫ
— система декоративных углублений в потолке, образованных пересечением балок. В классическую эпоху, а особенно в римский период кессоны выполнялись в камне и назывались «лакунарисами»; их вновь стали применять в период Возрождения.

КИБЛА — стена в мечети, перпендикулярно ориентированная в направлении на Мекку.

КИРПИЧИ
(глазурованные) — обычные пористые обожженные кирпичи, покрытые водонепроницаемым и многохромным лаком.

КОДЕКС
от лат. codicem («дощечка для письма») — состоял из нескокысих разлинованных дощечек, предназначенных для писца. Затем возникла рукопись, переплетенная в виде многостраничной книги, возможно, из пергамента (pergamena, высушенной и выбеленной овечьей шкуры). С I по IV в. н.э. ее постепенно заменил свиток.

КОНТРФОРС — архитектурный элемент в виде каменной кладки, необходимый для укрепления здания, для наружного противодействия распору арки.

КОРА — девушка (греч.). В археологии так называется женский тип архаической статуи; прямо стоящая молодая женщина в длинном одеянии.

КРАТЕР — большая ваза с широким горлом и вместительным туловом; в античные времена использовалась на пиршествах, где в ней смешивали воду с вином.

КРИПТА — сначала у греков, а затем у римлян так называлось подземное пространство, преимущественно священного или погребального назначения. В христианской базилике термин означает полуподвальное сводчатое помещение, где хранились останки мучеников, которым и посвящалась данная церковь. Колонны крипты подпирали пол пресвитерия (то есть пространства церкви, где размещался ведущий службу клир) и таким образом возвышали его по отношению к центральному нефу.

КУБИЗМ — течение в живописи, возникшее в Париже примерно в 1907 г. в произведениях Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Оба они, по мнению критиков, стремились «все свести к кубам». Среди адептов кубизма — Метцингер, Гриз, Леже, Делоне, Дюшан и Пикабиа, а из скульпторов — Архипенко и Бранкузи. Его отличительное свойство — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами; предмет здесь определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения в «симультанном изображении».

КУПОЛ — выпуклое перекрытие здания, установленное на круглом или многоугольном основании, имеющем центральную ось. Может иметь форму эллипсоидную и удлиненную.

КУРОС — юноша (греч.). На языке археологии это архаическая статуя прямо стоящего обнаженного юноши; мужская реплика коры.

КУРИЯв религиозной организации этот термин охватывает место, людей и ведомство, обслуживающее папу и епископов. В широком смысле слова — резиденция епископа.