История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

А

АБАК — верхняя часть классической капите­ли, предназначенная для соединения колонны с такими элементами архитектуры, как ар­хитрав или арка, которые она поддерживает.

АББАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — церковь религиоз­ной общины, управляемая аббатом (см. АБ­БАТСТВО).

АББАТСТВО — религиозная община, чаще всего — бенедиктинского ордена, возглавля­емая аббатом или аббатисой. Термин отно­сится и к комплексу зданий, где живут мона­хи. В Средние века аббатство состояло из базилики, баптистерия, галереи, дворика, аб­батских покоев, конюшни, монастыря, поме­щения для гостей, скриптория, трапезной, келий, а также всевозможных служб.

АБСИДА — сооружение, полукруглое, много­угольное или многогранное в плане, перекры­тое полукуполом и завершающее одну или обе оконечности нефа в античной римской бази­лике; в ней помещалась трибуна, в которой располагались члены магистрата. В христиан­ской церкви абсидой обыкновенно замыкает­ся пространство пресвитерия: она составляет конечную, за алтарем, часть центрального нефа и вмещает в себя хоры.

АГОРЕв древнегреческих городах так на­зывалась главная площадь, где происходили народные собрания, велась рыночная торгов­ля, а горожане встречались для того, чтобы обсудить общественные и личные дела. По форме она обыкновенно была прямоугольной и окружена колоннадой; на нее выходили фасадами храмы и наиболее значительные общественные здания.

АКАНТ — декоративный элемент архитекту­ры коринфской капители, имитирующий круп­ные острорежущие листья с колючками по краям, acanthus mollis, травянистого расте­ния, распространенного в Средиземноморье.

АКВАРЕЛЬ — живописная техника, живопись по бумаге или шелку пигментами, смешанны­ми с растительным клеем и растворяемыми в воде непосредственно перед использованием. Живопись акварелью не допускает «подпра­вок» или еорректировок и применения белил для придания цветовой гамме большей яркос­ти; однако чтобы сделать краски прозрачнее, можно загрунтовать белилами бумагу.

АКРОПОЛЬ — буквально «верхняя часть го­рода» (греч.). Этим термином принято обоз­начать группу построек, по большей части храмового назначения, которые возводились в наиболее возвышенном месте античного города.

АЛТАРЬв языческих культах — курган или сооружение, на котором совершается жер­твоприношение и приносятся дары божеству. В христианской церкви — в буквальном смыс­ле приспособление в форме стола, предназна­ченного для проведения богослужения.

АЛЛЕГОРИЯ — способ выразить понятие или идею с помощью фигуративных образов или символов.

АМФИТЕАТР — древнеримская постройка те­атрального типа, овальная либо эллиптичес­кая в плане как следствие соединения двух античных театров. Предназначенный для гла­диаторских боев, зрелищ морских сражений и публичных собраний амфитеатр сформировался в виде арены, как центра, окруженной широкими ступенями для зрителей.

АНТАБЛЕМЕНТ — горизонтальная конструк­ция классической архитектуры, опирающаяся на колонну и образованная карнизом, фризом и архитравом.

АРКА — архитектурная конструкпия криво­линейной формы, прорубленная в стене или установленная на пятах, колоннах или пиляс­трах. Камни или кирпичи, из которых она сложена, обработаны в форме клиньев. Клин, расположенный на верхней точке и замыкаю­щий всю систему силовых линий, называется замковым камнем. В арке есть внутренняя, вогнутая поверхность, или подпружная арка, и внешняя, выпуклая. Арочный проем обрам­лен архивольтом, своего рода орнаментальной рамкой, которая, следуя арке по ее внешней стороне, выделяет рисунок ее дуги. Арка опи­рается на два импоста. Расстояние между крайними точками арки называется проемом или проломом. По характеру кривизны, типу свода различаются следующие его варианты: полукруглый, сниженный (если проем ма­ленького диаметра), стрельчатый, или киле-видный (если у арочной дуги два центра), лопастный (если арка разделена на доли), мавританский (если арка имеет форму подко­вы), ползучий (если пяты расположены на разных уровнях). Последний вариант, тпич-ный для готической архитектуры, выполняет функции контрфорса, принимая на себя часть распорных усилий свода.

АРКАДА — последовательный ряд одинако­вых по архитектурному типу арок или сводов.

АРНУВО (Art Nouveau) — стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX — начала XX в. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространи­лось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративные искус­ства. В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем модерн, в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Вельде, в Австрии — Сецессион, в Германии — Югендштиль. Ар нуво возникло как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических сти­лей прошлого, а прежде всего — на упадочни­ческие вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного про­изводства.

АРХИТРАВ (иначе — эпистиль) — горизон­тальный архитектурный элемент, опирающий­ся на арочную пяту, пилястр или колонну. Составляет нижнюю часть антаблемента, в свою очередь лежащую на абаке.