История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство и религия в XVI веке

Тридентскнй собор

Павел III был главным инициатором и вдохновителем созыва Тридентского собора (1545— 1563). Чтобы эффективнее бороться с протестантской ересью, он реорганизовал также Конгрегацию Святой инквизиции, которой теперь подчинялся ее трибунал. Глубокая потребность в обновлении, вызвавшая к жизни протестантскую Реформацию, нашла наконец отзвук в католической церкви.

Тридентский собор уточнил многие католические догматы и осуществил давно ожидаемые реформы клира. В отличие от протестантов, запрещавших использовать, как идолопоклонство, любой тип религиозных сюжетов, Тридентский собор попытался установить различия между христианскими образами и языческими, которые в искусстве XV в. чересчур часто стирались. Понимая, какое воздействие оказывает искусство на духовную жизнь человека, Тридентский собор установил строгие нормы, которым должно соответствовать религиозное искусство как в отношении стилистики, так и содержания.

Было запрещено изображать обнаженное тело, и не только из-за возможных языческих ассоциаций, но и как источник сладострастных мыслей. Павел IV, который при Павле III был Великим инквизитором, приказал прикрыть фиговыми листками античные статуи, входящие в коллекцию Ватикана. Даниеле да Воль-терра было поручено задрапировать обнаженные фигуры на фреске «Страшного суда» Мике-ланджело. Веронезе предстал перед судом инквизиции за то, что изобразил в «Тайной вечере» солдат, рабов, карликов и пьяниц, и ему пришлось переименовать картину в «Пир в доме Левия». Сорок лет спустя Караваджо критиковали за излишнюю натуральность картины «Смерть Марии».
Реформе клира соответствовали и новые нормативы для церковной архитектуры.

План церквей должен был быть не центрическим, а осевым. Несомненно, этими причинами объяснялись и пересмотр проекта Микеланджело, созданного для собора св. Петра, и предпочтение овального плана круговому, традиционному для средневековых martyria и вновь принятому в годы Возрождения, поскольку он напоминал многие постройки языческой классики.

Так называемые «перегородки», разграничивавшие неф поперек, чтобы отделить священников от мирян, были упразднены для установления более тесного контакта между пастырем и его паствой. Капеллы и личные исповедальни, часто представлявшие выставку богатств зажиточных семей, отныне должны были проектироваться по одному плану. К такого рода цензурным предписаниям добавились и другие репрессивные меры. В 1544 г. был впервыеиздан «Индекс запрещенных книг», но и прочие тексты подверглись цензурной чистке, сопровождавшейся изъятием всего, что считалось предосудительным. Любая критика официальной доктрины церкви объявлялась ересью.