История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Искусство францисканское и доминиканское

Бедность и одухотворенность Иисуса и апостолов, какими они предстают в Новом Завете, оказались в кричащем противоречии с процветающей и становившейся в XII в. все более мирской церковью. Тогда возник новый вид монашества, которое вело аскетический образ жизни и основывало целые коммуны, вдохновлявшиеся подвигами апостолов. Самым крупным был орден цистерцианцев, основанный в 1098 г. как реакция на духовный упадок аббатства Клюни.

Дабы избежать мирских соблазнов, цистерцианцы строили свои монастыри в диких и необжитых местах, где и занимались разведением овец, получая все самые необходимые для жизни продукты: молоко, сыр, мясо, шерсть и другие. Под влиянием Бернара Клервоского (ок. 1090—1153), современника аббата Суге-рия, орден цистерцианцев становится внушительной силой не только в структуре церкви, но и ширена политической арене XII в.

Управлялись цистерцианские монастыри непосредственно из кафедрального собора в Сито; каждый аббат принимал участие в Общем капитуле, своего рода законодательной ассамблее. Эта система оказалась настолько эффективной в деле сохранения духовных ценностей ордена, что по ее образцу, в соответствии с решением IV Латеранского собора (1215), были реформированы и другие монашеские ордены.

Борьбу за обновление монашеских орденов возглавил св. Бернар Клер-воский. Он осудил торговлю реликвиями, продажу индульгенций и безудержное хвастовство богатством в убранстве монастырских церквей. Сами цистерцианцы, полностью отказавшись от роскоши, использовали для храмов наиболее простой план в форме латинского креста с прямоугольным восточным крылом, умышленно избегая каких бы то ни было скульптурных украшений на фасадах и порталах.

Использовали и стрельчатую арку,— и ее применяли в Клюни III),- но так, чтобы она подчеркивала простейшее членение на два уровня, без трифориев и галерей. Единообразие интерьеров фактически не оставляло места для соперничества и отражало строгую иерархическую структуру ордена. Архитектура наглядно выражала стремления цистерцианцев к чистоте и духовности первых христиан. Именно потому они отказывались от образного великолепия и грандиозности готических соборов, которые их заказчики использовали в пропагандистских целях.