История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Европа эпохи кватроченто

Новый заказчик — горожанин

Новые заказчики, зажиточные граждане фламандских городов, принадлежали к купеческому слою, и их вовсе не волновало, как отражаются богатство и власть в произведениях придворного искусства. Сыновья аристократов и придворных воспитывались на идеалах воинской и рыцарской чести, тогда как воспитание купеческих детей имело куда более практическую направленность. Буржуазия отвергала блеск и роскошь придворной жизни. Новый стиль в живописи и родился в ответ на потребности этого нового типа заказчика. То, чем занимался Ван Эйк при бургундском дворе, было знакомои другим художникам.

Рогир ван дер Вейден был официальным живописцем города Брюсселя (1435). Робер Кампен состоял на службе у муниципалитета города Турне. Цикл картин начала XV в., приписываемых Мастеру из Фле-маля, под которым принято подразумевать Кам-пена, дает новое толкование многим традиционным религиозным сюжетам. Персонажи изображены в простых интерьерах, в скромной обстановке, строгой одежде, среди прочной, практичной мебели, в окружении предметов домашнего обихода — все это отражает жизненные идеалы буржуазии того времени. Эта простота буржуазного интерьера весьма далека от жизни при дворе, представленной Ван Эйком.

Однако у обоих художников видим ту же ясную композицию пространства, ту же монументальную пластику фигур, ту же драпировку с ломаными линиями складок. Другие художники предпочитали передавать эмоциональное состояние. «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена, заказанное цехом оружейников города Лувена, раскрывает не только человечность Христа, умершего на кресте, но и терзания Богоматери и сострадание зрителей.

Мастер из Флемаля, Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден заложили основы нового стиля, который затем сформировали их последователи. Муниципальные власти, корпорации, братства и гильдии соревновались между собой, заказывая работы художникам, которые должны были запечатлеть их возросшее влияние. Братство Святого причастия из Лувена заказало «Тайную вечерю», где с максимальной выразительностью следовало представить таинство Евхаристии. Интерпретация, данная Боутсом, имела мало общего с образным строем, принятым в Италии.

Суровая простота сцены, логическая целостность пространственного построения, окружающая обстановка, состоящая из деталей, хорошо знакомых зрителям, придавала естественность как происходящему, так и его главенствующей роли для христианской веры. Боутс был также среди художников, которым поручалось расписать лувенскую ратушу сценами раскрытая преступления и наказания за него.

Смысл этих образов был более чем очевиден: они отражали возросшее могущество городской власти и ответственность ее представителей, выбранных горожанами, чьи практические мораль и рационализм пришли на смену иррациональности и произволу монархического деспотизма.