История искусств arrow Греция и Рим arrow Подъём Рима arrow От культуры этрусков к республиканскому Риму
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

От культуры этрусков к республиканскому Риму

Около 800 г. до н. э. Италия была населена многочисленными небольшими племенами, память о которых еще до сих пор живет в названиях отдельных провинций: Умбрия, Лигурия, Венето, Лацио. В VIII в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова сложились два очага культуры, которые способствовали постепенному восхождению Рима и превращению его в великую империю. В начале VIII в. до н. э. в Средней Италии возникли первые поселения этрусков. Около 750 г. до н. э. были основаны первые греческие колонии в Южной Италии. До сих пор ученые продолжают спорить, были ли этруски коренными жителями или завоевателями, пришедшими из Восточного Средиземноморья.

Около 600 г. до н. э. они создали городскую цивилизацию, основанную на власти аристократии. Этрурия существовала за счет земледелия и экспорта металлов, главным образом в греческие города-государства. Так же как греческие полисы, этрусские города были независимыми и составляли конфедерацию; объединяющими факторами были культура и религия. Создавая свою культуру, этруски много позаимствовали от эллинов. Они приспособили греческий алфавит к своему языку, не принадлежавшему к группе индо-европейских языков,— кстати, он до сих пор не расшифрован. Для украшения гробниц они использовали образцы греческой вазописи.

А вот интерес, который питали этруски к загробной жизни, отличает их от греков и сближает с древними египтянами. Их гробницы представляют собой обширные подземные постройки с каменной кладкой, нередко распланированные как улицы с одинаковыми домами по обеим сторонам — образ предельно упорядоченного мира. Выбор сюжетов говорит о любви к роскоши и развлечениям, охоте или рыболовству. По свидетельству греческих авторов, этруски любили выпить, что объясняет их предпочтение сценам пиршеств и застолий в росписях и рельефах. Хотя художественный язык во многом заимствован у эллинов, сюжеты росписей типично этрусские (в частности, греки не одобряли этрусский обычай присутствия женщин на пиршественных трапезах).

Этруски заимствовали прямоугольную планировку и архитектуру греческих храмов с колоннами, добавив кое-какие существенные детали. Греческие религиозные церемонии и обряды происходили на открытом воздухе, а храм фактически быт местом для соответствующих статуй и хранения священных даров. Этрусский храм, напротив, был местом, где священнослужители провозглашали волю богов, толкуя те или иные явления природы или гадая на печени жертвенных животных. Этрусский храм стоял на высоком подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. В отличие от греческого, храм имел
фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась как бы фасадом и украшалась портиком, остальные замыкала глухая стена, что подчеркивало фронтальную часть. Над фронтоном помещались статуи. Одна из них — терракотовая статуя Аполлона из Вей — свидетельствует не только об очень сильном влиянии греческого искусства на этрусское, но и о том, что этруски заимствовали образы греческой мифологии.