История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Истоки неоклассицизма

Великолепные творения Древнего Рима оказали огромное влияние на развитие западной культуры. Миланский эдикт Константина (313 г.) даровал христианам свободу культа вероисповедания, а при Феодосии (391 г.) христианство стало государственной религией. Искусство, литература и философия Рима в период заката империи стали частью христианской культуры. И в этом смысле их духовное влияние испытали и Карл Великий (768-814), основатель Священной Римской империи, и средневековое папство.

В XV и XVI вв., в эпоху итальянского Возрождения, и заказчики, и художники, работавшие на них, в поисках нового образа богатства и влияния,  вновь обращаются к античной классике, пользуясь ее темами, стилистическими приемами и архитектурными решениями в контексте своего времени. Непосредственное знакомство с итальянским искусством и архитектурой повлияло и на могущественных монархов Испании, Франции и Англии, которые приспособили его стиль, чтобы придать благообразный вид своей силовой политике.

В начале XVIII в. среди древнеримских развалин в поисках скульптур и других предметов искусства велись систематические раскопки. Статуи, извлекавшиеся на свет божий, естественно, пополняли коллекции первосвященников и папской аристократии, всем же прочим приходилось довольствоваться копиями. Копии, которые так любили собирать французские короли Франциск I (1515—1547) и Людовик XIV (1643—1715), конечно, не шли ни в какое сравнение с оригиналами. Впрочем, основание в Риме Академии Франции (1666) предоставило возможность многим французским художникам непосредственно изучать шедевры античности.

В XVII в. в Риме уже наметились признаки более профессионального, документированного интереса к античности, свидетельством чему богатая коллекция натурных рисунков развалин Древнего Рима, собранных антикваром Кассиано дель Поццо. Подобный подход, в сущности археологический, достигает расцвета в XVIII в.