История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Неоклассика

Этическая живопись

Атака на рококо не обошла и живопись, которая также считалась упаднической, поскольку ограничивалась тем, что возбуждала чувства зрителей. Неоклассическое искусство, напротив, обращалось к интеллекту; его идеалы были не только эстетическими, но и этическими и гражданскими. Академия призывала художников возродить классику с помощью исторической живописи, которая должна была утвердить идеалы гражданственности, общественного долга и патриотизма, а также взяться за разоблачение королевского двора, подверженного коррупции и пытавшегося всеми средствами задержать серьезную налоговую реформу.

Главным представителем нового художественного течения во Франции конца XVIII в. стал Жак-Луи Давид (1748-1825). Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность. Сцена представляет трех братьев Горациев — они клянутся на мечах, которые держит их отец, защищать Рим до последней капли крови в битве с Куриациями, лучшими воинами Албании, воевавшей тогда с Римом.

Две семьи, Горациев и Куриациев, были связаны родственными узами, и художник воспевает любовь к родине, которая побеждает семейные чувства. Аналогичной теме посвящена известная картина Давида «Брут». Брут приказал казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. На картине Брут изображен в тот момент, когда ликторы приносят в его дом тела убитых сыновей.

В обстановке абсолютистской Франции верность государству означала верность государю; после революции эти картины обрели противоположный смысл. Таким образом, оказалось, что обращение к классической традиции позволяло воспевать иные политические системы, не имеющие ничего общего с абсолютизмом. И в демократической Греции, и в республиканском Pиме писатели ополчались на любые формы едино личной власти.

К ним могли теперь обращатьа те, кто требовал реального участия народа в управлении государством. Возрождение классики способствовало и выработке новых идеалов политического равенства, что уже имело место в эпоху треченто в Италии или в XVII в в Голландии.