История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Образ власти

В XV в. в Италии господствовали пять региональных государств: Милан, Венеция, Неаполь, Флоренция и Папская область. При этом мог процветать и целый ряд маленьких государств, каждое из которых было под властью какого-нибудь знатного местного семейства: Монтефельтро — в Урбино, д'Эсте — в Ферраре, Малатеста — в Римини, Гонзага — в Мантуе. Шаткое равновесие между государствами, большими и малыми, сохранялось благодаря сложной системе альянсов и контральянсов. Хитроумная борьба за влияние сменялась грубой силой, дипломатия — войной, а культура превращалась в мощный инструмент пропаганды.

С конца XV в. античная классика, интерес к которой заметно возрос, становится основным средством в создании образа власти. В то же время политическое и экономическое соперничество выражается в различных (рормах художественного меценатства, присущих тому или иному городу. Если абсолютный монарх мог использовать в собственных интересах образы императорского Рима, то это было неприемлемо для Флоренции, ревниво оберегавшей свои республиканские традиции. Однако меценатство флорентийских торговцев наталкивалось на ограничения размеров семейного состояния.

Публичная демонстрация богатства как одно из обязательных проявлений абсолютной власти, естественно располагающей очень значительными средствами, во Флоренции вызвала бы всеобщее негодование. Поступавшие доходы шли на строительство дорог, мостов, церквей, городских укреплений, охотничьих домиков, конюшен, но в первую очередь — дворцов. Их внутренним убранством занимались придворные художники — им доверялось создание мебели, ковров, золотой посуды и даже одежды.

В городе зримо господствовал образ абсолютной власти, придававший блеск его властителю. Козимо Старший старался не показывать флорентийцам свое могущество. Потому для фасада своего палаццо он выбирает неброский проект, а богатство демонстрирует лишь немногим избранным в роскошной капелле, расписанной фресками Беноццо Гоццоли.