История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Первые творения человеческих рук

 

«Передвижное» искусство

Закономерно, что при кочевом образе жизни первые художественные опыты человека связаны с предметами, которые он носил с собой. Свидетельствами этой первоначальной фазы изобразительного искусства являются статуэтки животных и женские фигурки, сделанные из материала, оказавшегося под рукой: камня, глины, кости. Изображения женщин довольно схематичны и, конечно, не могут восприниматься в качестве портретов. Грудь, огромные ягодицы не оставляют сомнений относительно пола изображенных фигур, почитаемых, как принято считать, символами плодородия и материнства. Археологи прозвали их Венерами. Поверхность многих из этих статуэток гладко отполирована, что говорит об их частом использовании человеком. У некоторых из них заметно выражены половые органы, которые также часто находят нарисованными или выбитыми на стенах пещер, так что можно еще предположить, что функция этих фигурок отражала скорее сексуальные фантазии, нежели потребности в деторождении.


Женская статуэтка из Леспюга. Дордонь, Франция. Кость.


Рисунок 3. Женская статуэтка из Леспюга. Дордонь, Франция. Кость. Ок. 20 000 до н. э. Париж, Музей Человека. Это пример наиболее стилизованного изображения женского тела, в котором руки, ноги и голова намечены лишь схематично; однако они воспроизводят его округлые формы.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Вена. Музей естественной истории. Известняк.


 Рисунок 4. Женская статуэтка из Виллендорфа. Вена. Музей естественной истории. Известняк. Высота 11 см. Ок. 30 000 до н. э. Так называемая «Венера из Виллен-дорфа». Изображенная фигура, несомненно, женская. Но нельзя с уверенностью утверждать, что статуэтка использовалась при отправлении культовых обрядов.
 
 
Женская статуэтка из Воссел. Дордонь, Франция. Камень.


Рисунок 5.  Женская статуэтка из Воссел. Дордонь, Франция. Камень. Ок. 19 000 до н. э. Париж, Музей Человека. Этот впечатляющий образ лишен каких-либо идеализированных черт, обычно присущих культовым изображениям.