История искусств
История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Возрождение античности

Виллы и палаццо

В XV в, во Флоренции начинается подлинный строительный бум. Не считая капелл, церквей и общественных зданий, богатые флорентийские семьи построили более 70 палаццо. Хроникеры той эпохи, перечисляя их, называют эту цифру с великой гордостью. Тем не менее, несмотря на изобилие деталей классической архитектуры, флорентийские зодчие медленно перенимают новую моду на античность. И в самом деле, флорентийские купцы предпочитали традиционные, проверенные формы.

Джо-ванни Ручеллаи, ачаделец прекрасной коллекции картин (в том числе работ Филиппе Лип-пи), был единственным, кто пожелал, чтобы в декоре фасада его палаццо был использован античный ордер. Кроме того, тогда вошел в моду «благородный этаж», то есть первый, здесь и находились основные помещения, для которых и предназначался декор. Среди деталей классического происхождения отметим ромбовидный мотив, высеченный на цоколе палаццо в подражание opus reticulatum, типичному виду каменной кладки в античном Риме.

В новация палаццо Ручеллаи просматривается очевидное знание архитектурных руин Древнего Рима.мПотому проектом и занялся Леон Батгися Альберта, который как автор трактатов о живописи, скульптуре и архитектуре считался самым авторитетным специалистом своего времени в античном искусстве. Именно этот архитектор спроектировал роскошную лоджию Ручеллаи на площадке перед палаццо, на виа дети Винья, как и небольшой храм в классическом стиле, посвященный Гробу Господню, в церкви Рим и Возрождение.

Идея Возрождения, то есть восстановления культуры в Италии XV в. после столетий темноты, последовавшей за крахом Римской империи, широко распространилась начиная с XVI в. и стала краеугольным камнем для представления о культурном превосходстве, которое всячески пропагандировали итальянские интеллектуалы. Сам по себе термин «возрождение», однако, не совсем точен.

Интерес к античности никогда не умирал и в Средние века, а потому было бы исторической ошибкой отделять XV в. от остального Средневековья или отрицать наличие связей между Средними веками и классической античностью. Да и сама церковь, представшая основной объединяющей силой общества как в Средние века, так и в эпоху Возрождения, уходила своими корнями в античный Рим.

Что действительно изменилось в XV в. так это отношение к руинам древнего города. Рим стал центром паломничества: монархи приезжали в Рим, чтобы почтить первосвященника, пилигримы — чтобы поклониться святыням, художников приглашали для работ при папском дворе. До 1450 г. нет свидетельств об особом интересе к историческим развалинам; но довольно скоро положение изменилось. Сам Леон Бат-тиста Альберта водил по древним руинам Лоренцо Медичи и Бернар-до Ручеллаи, когда те посетили Рим (1471) для встречи с Сикстом IV.

Возможно, именно Альберта был автором анонимной книги о методах обмера античных монументов: в своем трактате об архитектуре он прямо призывает копировать руины классической эпохи. В альбомах художников тех лет — среди них и Джулиано да Сангалло — часто находим наброски храмовых фасадов, капителей и других характерных архитектурных деталей. Однако античные руины, подвергавшиеся систематическому разграблению, быстро и необратимо разрушились. Сан Панкрацио, что неподалеку; ее, кстати, тоже «опекало» семейство Ручеллаи. При перестройке своей виллы в Поджо а Кайяно Лорен-цо Медичи заказал фасад — первый пример классического храмового фасада, приспособленного к светской постройке,— обозначив этим разрыв с традицией.